О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Учет особенностей характера и черт личности ребенка

Нежелание изучать мотивы поведения детей, догматическое отношение как раз уже установленным нормам и требованиям, без учета существенных изменений, происходящих в жизни детей с возрастом, часто приводят к серьезным конфликтам между родителями и детьми, к глубоким переживаниям тех и других.

Мать шестнадцатилетнего Игоря В. держала своих детей в большой строгости. Установив для них определенный режим на целые годы, она не заметила, что ее сын изменился и давно перерос рамки установленного ею режима. В один из июльских вечеров Игорь пришел не в 10 часов вечера, как было принято в доме, а в половине двенадцатого. Мать заподозрила, что сын попал в неудачную среду. Не говоря ни слова, она начала наносить ему удар за ударом по лицу. Юноша был потрясен этим до глубины души.

– У меня, – рассказывал он потом близким знакомым, – нашлось сил сказать матери только одно: «Разве у тебя нет слов, чтобы поговорить со мной по-человечески?»

Так иногда взгляд на детей только как на объект воспитания, невнимание к тем изменениям, которые происходят в их жизни, в их сознании и чувствах по мере их духовного и физического роста, приводят к грубейшим нарушениям педагогического такта. В результате этого родители надолго, а в отдельных случаях и навсегда, могут потерять искреннюю любовь и уважение детей к ним.

Подчеркивая мысль о том, что родители должны хорошо знать своих детей, быть с ними в дружбе, не допускать возникновения конфликтов, К. В. Махова в книге «О воспитании детей в семье» пишет:

«Я очень внимательно наблюдаю и изучаю поведение детей, их поступки, не упуская из виду даже «мелочей».

Свои взаимоотношения с детьми К. В. Махова всегда строила на основе вдумчивого учета особенностей их характеров и в своих требованиях к ним постоянно проявляла чувство педагогического такта.

Старший ее сын, Джаник, отличался решительностью действий и поступков, ему было присуще исключительно ответственное и сознательное отношение ко всем споим обязанностям как в школе, так и дома. Поэтому при отношениях с ним не было необходимости ни уговаривать его, ни стыдить, вполне достаточно было подчеркнуть значение той или иной просьбы, указать на важность поручения.

– Я хворала, – рассказывает К. В. Махова, – Бэлы (дочери) не было дома, а необходимо было вымыть пол в кухне.

– Джаник, вымой, пожалуйста, попросила я сына.

– Мама, Бэла придет скоро и вымоет, я, наверное, не сумею.

– Парень должен все уметь, – возразила я.

И Джаник вымыл пол.

Бэлочка очень самолюбива: к ней у меня другой подход. Прихожу я как-то домой, в комнате не убрано, а Бэла сидит, занимается. Мне, конечно, было неприятно, но я сдержалась и говорю:

– Бэлочка, как это случилось, что ты, такая аккуратная, спокойно занимаешься в этом хаосе? – Она вся вспыхнула и стала быстро убирать комнату.

– Мама, больше этого не будет.

Эти примеры наглядно показывают, какое важное значение имеет правильный учет особенностей характера и черт личности ребенка в семейном воспитании, как хорошее знание детей, Понимание их обеспечивает правильность и тактичность требований со стороны родителей.


Предыдущая глава: Знание детей, изучение мотивов их поведения

Следующая глава: Чувство меры в любви и строгости


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта