|
Учет особенностей характера и черт личности ребенкаНежелание изучать мотивы поведения детей, догматическое отношение как раз уже установленным нормам и требованиям, без учета существенных изменений, происходящих в жизни детей с возрастом, часто приводят к серьезным конфликтам между родителями и детьми, к глубоким переживаниям тех и других. Мать шестнадцатилетнего Игоря В. держала своих детей в большой строгости. Установив для них определенный режим на целые годы, она не заметила, что ее сын изменился и давно перерос рамки установленного ею режима. В один из июльских вечеров Игорь пришел не в 10 часов вечера, как было принято в доме, а в половине двенадцатого. Мать заподозрила, что сын попал в неудачную среду. Не говоря ни слова, она начала наносить ему удар за ударом по лицу. Юноша был потрясен этим до глубины души. – У меня, – рассказывал он потом близким знакомым, – нашлось сил сказать матери только одно: «Разве у тебя нет слов, чтобы поговорить со мной по-человечески?» Так иногда взгляд на детей только как на объект воспитания, невнимание к тем изменениям, которые происходят в их жизни, в их сознании и чувствах по мере их духовного и физического роста, приводят к грубейшим нарушениям педагогического такта. В результате этого родители надолго, а в отдельных случаях и навсегда, могут потерять искреннюю любовь и уважение детей к ним. Подчеркивая мысль о том, что родители должны хорошо знать своих детей, быть с ними в дружбе, не допускать возникновения конфликтов, К. В. Махова в книге «О воспитании детей в семье» пишет: «Я очень внимательно наблюдаю и изучаю поведение детей, их поступки, не упуская из виду даже «мелочей». Свои взаимоотношения с детьми К. В. Махова всегда строила на основе вдумчивого учета особенностей их характеров и в своих требованиях к ним постоянно проявляла чувство педагогического такта. Старший ее сын, Джаник, отличался решительностью действий и поступков, ему было присуще исключительно ответственное и сознательное отношение ко всем споим обязанностям как в школе, так и дома. Поэтому при отношениях с ним не было необходимости ни уговаривать его, ни стыдить, вполне достаточно было подчеркнуть значение той или иной просьбы, указать на важность поручения. – Я хворала, – рассказывает К. В. Махова, – Бэлы (дочери) не было дома, а необходимо было вымыть пол в кухне. – Джаник, вымой, пожалуйста, попросила я сына. – Мама, Бэла придет скоро и вымоет, я, наверное, не сумею. – Парень должен все уметь, – возразила я. И Джаник вымыл пол. Бэлочка очень самолюбива: к ней у меня другой подход. Прихожу я как-то домой, в комнате не убрано, а Бэла сидит, занимается. Мне, конечно, было неприятно, но я сдержалась и говорю: – Бэлочка, как это случилось, что ты, такая аккуратная, спокойно занимаешься в этом хаосе? – Она вся вспыхнула и стала быстро убирать комнату. – Мама, больше этого не будет. Эти примеры наглядно показывают, какое важное значение имеет правильный учет особенностей характера и черт личности ребенка в семейном воспитании, как хорошее знание детей, Понимание их обеспечивает правильность и тактичность требований со стороны родителей.
Предыдущая глава:
Знание детей, изучение мотивов их поведения
Следующая глава:
Чувство меры в любви и строгости |
На главную страницу сайта |
|