|
Требовательность к детямНаша семейная педагогика должна руководствоваться важнейшим принципом воспитания, который кратко, но вместе с тем глубоко выразил А. С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему». Педагогический такт не исключает, а предполагает требовательность и взыскательность в воспитаний. Мы говорим: «Дети – цветы жизни». Но некоторые воспитатели и родители неправильно полагают, что если «цветы», то значит нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать. Макаренко по этому поводу писал: «Не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, обрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится. Да, давайте будем садовниками». Уважение к личности ребенка, не подкрепленное требовательностью к нему, легко может перерасти в любование ребенком и в заласкивание, а это обычно приводит к тому, что сами родители, как это мы отмечали уже выше, попадают в зависимость от капризов и прихотей своих детей. Как правило, крик, слезы, топанье ногами дети применяют только против тех родителей, которые обнаруживают перед ними свою слабую волю. Чем внушительнее отец или мать умеют продемонстрировать ребенку свою непреклонную волю, тем успешнее они преодолевают капризы, слезы и истеричные крики детей. Только при этом условии дети могут привыкнуть подчиняться разумной воле отца или матери. Особенно пагубно действует на детей сентиментальное сюсюканье, нервозные окрики. Все это – свидетельство родительской беспомощности и полного отсутствия педагогического такта. Тон требований, с которыми мы обращаемся к детям, должен отличаться богатством и определенностью выражения чувств, «начиная от тона директивы и переходя к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намека». В тоне родительского распоряжения не должно быть злости, раздражения, крика. Но ребенок должен почувствовать в нем требование, в выполнении которого не может быть сомнения. Тон требовательности родителей к детям в каждом конкретном случае должен соответствовать обстановке, характеру поступка и, конечно, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если, например, ваш сын нечаянно разбил или поломал дорогую вещь, то в тоне вашего требования к нему должно быть выражено огорчение, подчеркнута мысль о необходимости быть осторожным в обращении с вещами. Сдержанный, но в то же время проникнутый глубоким чувством огорчения тон вашего требования в данном случае произведет на сына более глубокое и сильное впечатление, чем истеричные крики и угрозы. Но если ваш сын преднамеренно измазал чернилами тетрадь товарища или, развлекаясь, изрезал ножом новую парту, то в этом случае будет вполне естественным ваш гневный и решительный тон в требовании, адресованном ему. Неправы те родители, которые считают, что требования к детям должны выражаться всегда только ровным и спокойным голосом. В связи с этим следует напомнить положение А. С. Макаренко о праве воспитателя на гнев. Протестуя против «ровного» голоса, скрывающего истинные чувства воспитателя, А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так что – не то сердится, не то педагогическую мораль разводит». Однако при этом в гневном требовании педагога не должно быть и намека на истеричность, так как последняя всегда является свидетельством нашей педагогической слабости. Тон требований и разговор с детьми должен учитывать возрастные особенности детей. Если можно в категорической форме иногда запретить что-либо малышу-дошкольнику, то этого не следует делать по отношению к подросткам и тем более юношам, уважение к личному достоинству которых требует мотивировки и обоснования указаний и распоряжений.
Предыдущая глава:
Чувство меры в любви и строгости
Следующая глава:
Доверие своим детям |
На главную страницу сайта |
|