О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Возрастная периодизация в педагогике

Иногда приходится наблюдать, как даже хорошо воспитанные подростки, юноши проявляют невыдержанность, грубость по отношению к своим родителям. Это явление часто происходит тогда, когда родители не понимают особенностей развития подростка или старшего школьника, когда они все еще продолжают к нему относиться как к ребенку, стараясь его во всем опекать. На этой почве в семье возникают конфликты между родителями и детьми, последние протестуют против непризнания роста их личного достоинства и права на самостоятельность мысли и поступков.

Родители часто обращаются к педагогам с просьбой помочь в воспитании детей, воздействовать на сына или дочь.

– Что делать, сын совсем перестал меня слушаться, даже признавать не хочет, на все мои замечания отвечает грубостью, – жалуется мать девятиклассника Кости, высокого, стройного, физически сильного юноши.

У нее трое детей и ко всем она относится одинаково. Это не нравится Косте, отличнику учебы. В школе его уважают, считаются с его мнением, а вот мать не хочет признать, что он уже не такой, как его братья Коля и Витя – дошкольники.

Костя вместе с товарищами готовит дома очередной номер стенгазеты, все очень сосредоточены и углублены в работу. Мать открывает дверь к ним в комнату и сладким, певучим голосом зовет сына: «Котенька, мальчик мой, пора бросать работу, иди обедать». Ребята рассмеялись. Раздраженный Костя хлопнул дверью и выбежал из комнаты.

– Мама, перестанешь ли ты, наконец, звать меня котиком? Сколько раз нужно говорить? Ведь ребята смеются надо мной: «Котя, котеночек, маленький ребеночек».

Мать не замечает, что сын вырос, пытается по-прежнему относиться к нему, как к маленькому. В знак протеста Костя больше не вышел из комнаты и сел обедать лишь после того, как работа над стенгазетой была закончена.

Чтобы успешно воспитывать детей, родителям необходимо хорошо знать, что представляет собой в процессе роста и развития воспитываемый ими ребенок, правильно учитывать его возможности, его склонности и интересы.

педагогика различает следующие возрастные периоды развития детей:

I. Детский возраст – от рождения до трех лет, когда ребенок воспитывается в семье или в яслях.

II. Дошкольный возраст – от трех до семи лет, до момента поступления в школу, когда ребенок воспитывается также в семье или в детском саду.

III. Школьный возраст – от семи до семнадцати лет. В этом возрасте происходит систематическое обучение и воспитание в школе и в семье.

В нашей книге мы останавливаемся более подробно на характеристике школьного возраста. Внутри школьного возраста существует своя периодизация, состоящая из трех основных этапов:

1. Младший школьный возраст – этап начальной школы, с 7 до 11 лет.

2. Средний школьный возраст, или подростковый, переходный период – с 11 до 14 лет, когда дети обучаются в пятых – седьмых классах.

3. Старший школьный возраст, возраст ранней юности – 15–17 лет, который совпадает с обучением школьников в восьмых и десятых классах.

Возраст не представляет собой неизменного лимита. Во-первых, в каждом возрастном периоде ребенок претерпевает в своем развитии исключительно большие изменения.

Например, ребенок семи лет, только что поступивший в школу, существенно отличается от ученика III класса как по своим физическим, так и психическим особенностям. Во-вторых, среди детей одного возраста мы найдем большое многообразие индивидуальностей как результат конкретных условий их воспитания.

Знание возрастных особенностей позволяет родителям выработать наиболее верные пути и средства прогрессивного воспитания детей определенного возраста.

Конечно, мы не можем раскрыть подробно все особенности каждого возрастного периода, а остановимся лишь на тех, которые важно знать родителям для успешного воспитания детей в семье в период их обучения в школе.


Предыдущая глава: Внимательность ребенка ко всем членам семьи

Следующая глава: Старший дошкольный возраст


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта