|
Возрастная периодизация в педагогикеИногда приходится наблюдать, как даже хорошо воспитанные подростки, юноши проявляют невыдержанность, грубость по отношению к своим родителям. Это явление часто происходит тогда, когда родители не понимают особенностей развития подростка или старшего школьника, когда они все еще продолжают к нему относиться как к ребенку, стараясь его во всем опекать. На этой почве в семье возникают конфликты между родителями и детьми, последние протестуют против непризнания роста их личного достоинства и права на самостоятельность мысли и поступков. Родители часто обращаются к педагогам с просьбой помочь в воспитании детей, воздействовать на сына или дочь. – Что делать, сын совсем перестал меня слушаться, даже признавать не хочет, на все мои замечания отвечает грубостью, – жалуется мать девятиклассника Кости, высокого, стройного, физически сильного юноши. У нее трое детей и ко всем она относится одинаково. Это не нравится Косте, отличнику учебы. В школе его уважают, считаются с его мнением, а вот мать не хочет признать, что он уже не такой, как его братья Коля и Витя – дошкольники. Костя вместе с товарищами готовит дома очередной номер стенгазеты, все очень сосредоточены и углублены в работу. Мать открывает дверь к ним в комнату и сладким, певучим голосом зовет сына: «Котенька, мальчик мой, пора бросать работу, иди обедать». Ребята рассмеялись. Раздраженный Костя хлопнул дверью и выбежал из комнаты. – Мама, перестанешь ли ты, наконец, звать меня котиком? Сколько раз нужно говорить? Ведь ребята смеются надо мной: «Котя, котеночек, маленький ребеночек». Мать не замечает, что сын вырос, пытается по-прежнему относиться к нему, как к маленькому. В знак протеста Костя больше не вышел из комнаты и сел обедать лишь после того, как работа над стенгазетой была закончена. Чтобы успешно воспитывать детей, родителям необходимо хорошо знать, что представляет собой в процессе роста и развития воспитываемый ими ребенок, правильно учитывать его возможности, его склонности и интересы. педагогика различает следующие возрастные периоды развития детей: I. Детский возраст – от рождения до трех лет, когда ребенок воспитывается в семье или в яслях. II. Дошкольный возраст – от трех до семи лет, до момента поступления в школу, когда ребенок воспитывается также в семье или в детском саду. III. Школьный возраст – от семи до семнадцати лет. В этом возрасте происходит систематическое обучение и воспитание в школе и в семье. В нашей книге мы останавливаемся более подробно на характеристике школьного возраста. Внутри школьного возраста существует своя периодизация, состоящая из трех основных этапов: 1. Младший школьный возраст – этап начальной школы, с 7 до 11 лет. 2. Средний школьный возраст, или подростковый, переходный период – с 11 до 14 лет, когда дети обучаются в пятых – седьмых классах. 3. Старший школьный возраст, возраст ранней юности – 15–17 лет, который совпадает с обучением школьников в восьмых и десятых классах. Возраст не представляет собой неизменного лимита. Во-первых, в каждом возрастном периоде ребенок претерпевает в своем развитии исключительно большие изменения. Например, ребенок семи лет, только что поступивший в школу, существенно отличается от ученика III класса как по своим физическим, так и психическим особенностям. Во-вторых, среди детей одного возраста мы найдем большое многообразие индивидуальностей как результат конкретных условий их воспитания. Знание возрастных особенностей позволяет родителям выработать наиболее верные пути и средства прогрессивного воспитания детей определенного возраста. Конечно, мы не можем раскрыть подробно все особенности каждого возрастного периода, а остановимся лишь на тех, которые важно знать родителям для успешного воспитания детей в семье в период их обучения в школе.
Предыдущая глава:
Внимательность ребенка ко всем членам семьи
Следующая глава:
Старший дошкольный возраст |
На главную страницу сайта |
|