|
Внимательность ребенка ко всем членам семьиОсобенно важно проявлять педагогический такт и сохранять правильный тон в отношении к детям, когда в семье рождается второй ребенок. Как часто родители, целиком поглощенные заботами о младшем сыне или дочери, проявляют нечуткость по отношению к своим старшим детям, грубо нарушают педагогический такт. Это приводит к непослушанию, неуважению родителей, и надолго в душе ребенка остается глубокая обида. «Я не люблю свою мать, – признавалась одна школьница-девушка, – не люблю с детства, с пяти-шести лет, когда у меня появился брат, – он стал любимцем матери. Ему давался лучший кусок, ему все позволялось, а меня держали в черном теле. За большинство его проказ отвечать приходилось мне, так как мать только ему безоговорочно и во всем верила. Об этом он хорошо знал и потому, озорничая, каждый раз самодовольно говорил: «Я все сделаю, а попадет тебе!» Меня это очень обижало, тем более, что я всегда старалась сделать все как можно лучше, чтобы доставить матери приятное». В своей книге «О воспитании в семье» К. В. Махова интересно рассказывает, как терпеливо и настойчиво она воспитывала у своего старшего сына, Джаника, заботливое и внимательное отношение к младшему брату – Селиму. На многочисленных примерах она показывает, как благодаря соблюдению педагогического такта рождение второго ребенка не только не осложнило ее взаимоотношений со старшим сыном, но, наоборот, создало благоприятные условия для воспитания у него таких важных моральных качеств, как товарищество, коллективизм, чуткость и внимательность. – Если Селим капризничал, – рассказывает К. В. Махова, – когда его одевали, чтобы ехать домой, Джаник внушал ему: «Я тут, Сина, я тут, не плачь». Все больше и больше привыкал он к маленькому братишке, все больше считался с ним. По выходным дням он не отходил от Селима. А когда его купали, держал губку, мыльницу, подавал мне пеленки. И каждому, кто бы ни пришел к нам, Джаник с гордостью сообщал: «Мы с мамой Сину купали, и он не плакал» Мы рассмотрели основные вопросы педагогического такта родителей. В других главах нашего пособия нам еще не раз придется возвратиться к этим вопросам. Например, в связи с рассмотрением задач родителей по воспитанию дисциплинированности детей в семье, когда в воспитательном процессе, особенно при поощрениях и наказаниях; требуется проявление педагогического такта. Мы стремились показать важнейшие условия педагогического такта родителей, которые кратко можно определить следующим образом: Хорошее знание действительных мотивов поступков и поведения ребенка. Глубокое уважение к личному достоинству ребенка, сочетаемое с требовательностью и доверием. Правильное соответствие тона требовательности родителей индивидуальным и возрастным особенностям детей и характеру поступка. Одной из основных предпосылок проявления педагогического такта и вообще успешного воспитания детей в семье является правильный учет и использование их возрастных и психологических особенностей, внимательное и вдумчивое изучение детей родителями.
Предыдущая глава:
Доверие своим детям
Следующая глава:
Возрастная периодизация в педагогике |
На главную страницу сайта |
|