|
Роль эстетического воспитания в жизни обществаВажнейшим средством эстетического воспитания является личное творчество детей в той или иной области искусства. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять участие детей в различных видах художественной самодеятельности: хоровых и музыкальных кружках, в кружках скульптуры и живописи, хореографическом, литературном. В этой связи следует отметить, что очень интересным и полезным занятием будет детский домашний театр. Здесь всем найдется дело: маленьким чтецам и музыкантам, певцам и художникам, любителям мастерить и шить. Устройство театра несложно. Повесить одеяло в дверях, ведущих в другую комнату, – и сцена готова. Самое важное – суметь организовать ребят, заинтересовать их тем, что устраивать театр и играть в нем будут они сами. Дети любят пробовать свои силы во всех видах искусства. Им нравится также доверие родителей к их силам и возможностям. В домашнем театре, как и в настоящем, должны быть не только актеры, но и костюмеры, осветители. Обязанности надо менять, но в каждом спектакле любой из детей должен чувствовать ответственность за определенное дело. Вопрос о том, какой спектакль поставить в домашнем театре, помогут решить старшеклассники. По этому вопросу надо посоветоваться также и с учителями. Для среднего и старшего возраста можно для примера порекомендовать такие произведения: В. Катаев «Белеет парус одинокий» (эпизоды с Гавриком и Петей), «Сын полка» (встреча Вани Солнцева с Воскресенским); И. С. Тургенев «Бежин луг» (V–VII классы; А. П. Чехов «Мальчики», «Ванька Жуков», «Злоумышленник»; Н. В. Гоголь отдельные сцены из «Мертвых душ» 2 (VIII–X классы) и др. Для любителей плясок можно порекомендовать сборник «Русские пляски для детей». Песни можно найти в сборнике «Песня скаутов». Домашний театр надо сочетать с песнями, с плясками, играми, викторинами, фокусами, танцами, загадками, добиваясь такой игры, чтобы не было искусственности, натянутости и официальности. Естественность, простота, смех должны царствовать на таком домашнем вечере. Идейная направленность спектакля, его содержание должны восприниматься незримо, естественно. Очень хорошо силами детей издавать в семье какой-либо журнал, оформлять его иллюстрациями, а затем в праздничные дни или в кануны их устраивать чтение такого журнала. Опыт некоторых родителей в издании детских домашних журналов показывает, что они способствуют эстетическому воспитанию, влияют на улучшение культуры поведения детей. Например, такого рода журнал – «Субботник» – издавался в семье Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых. В нем участвовала вся семья – и дети и родители. Читался он по субботам вечером. Для эстетического воспитания имеет значение также туризм, физкультура и спорт, художественная гимнастика. Они развивают ловкость, способствуют выработке красоты движений, красивой походки и вообще придают красоту и изящество всей фигуре человека (стройность, подтянутость, легкость). Большое значение в эстетическом воспитании детей в семье, как мы отметили выше, имеет «эстетика быта» (эстетика внешнего архитектурного облика дома, правильная расстановка вещей и мебели в комнате, чистота и порядок, хороший вкус в одежде, красивые и искренние взаимоотношения между членами семьи и т. п.). Очень важно, чтобы самый быт в семье человека воспитывал у детей эстетическую восприимчивость и хороший вкус. Здесь мы имеем в виду, насколько эстетична вся бытовая обстановка, сами бытовые вещи, как говорится, «искусство в быту». эстетическое воспитание, прежде всего, предполагает стремление человека вносить прекрасное в жизнь, в наши жилища, в нашу работу, во взаимоотношения людей. Настоящее, здоровое искусство должно охватывать всю нашу жизнь, распространяться на сотни тысяч и миллионы вещей, постоянно окружающих нашу жизнь. Надо, чтобы была « и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка... и так до последнего предмета» Она должна приносить пользу человеку, вызывая в нем бодрость, оптимизм и жизнерадостность, создавая новый прилив энергии жить и трудиться на благо народа. Противопоставление так называемого «чистого искусства» практической пользе, «презренной прозе» жизни характерно только для современных западных идеалистических теорий искусства. Эстетическая сторона жизни в обществе совершенно естественна, она вытекает из природы общества тружеников, поскольку самый труд стал свободным, радостным и творческим. Конечно, у нас много еще недостает, художественный стиль жизни только вырабатывается, идут поиски и нащупываются принципы эстетического в самой жизни, труде и быте. Борьба за эстетичность нашей жизни, за красоту жизненного уклада есть вместе с тем борьба и за удобство, рациональность, практичность и за полное удовлетворение всех житейских потребностей. Красота может проявляться в самых различных сферах жизни. Например, красота может быть и в хорошем поступке, в расцветке и покрое платья и т. п. Эстетика в быту достигается не только и не столько наличием красивых вещей и предметов, сколько единством тона и стиля, единством художественной композиции, единством ансамбля. Искусство в быту вызывает полноту ощущения радости жизни, которая способствует здоровью людей. Таким образом, прекрасное способствует увеличению продолжительности жизни человека.
Предыдущая глава:
Проявление музыкальных способностей
Следующая глава:
Воспитание хорошего вкуса |
На главную страницу сайта |
|