|
Дневник наблюдения за детьмиИзучение родителями ребенка предполагает систематическое наблюдение за ним. Наблюдение позволяет установить, как дети относятся к порученной работе, как принимаются они за выполнение домашних заданий, с желанием или неохотой, как дети способны анализировать, сопоставлять предметы и явления между собой, как развивается у них мышление и воля. Родители должны внимательно присматриваться ко всей деятельности детей, прислушиваться к их разговорам, к рассуждениям, вникать в их отношения с другими детьми и со старшими. Изучать личность и особенности характера ребенка надо прежде всего в процессе его взаимоотношений с детским коллективом. Поэтому важно путем наблюдения установить, как относится ребенок к общественному мнению своего класса, скаутского отряда, как он выполняет поручения – с охотой или нет, и чем объяснить то или иное отношение к поручениям. Родителей должен интересовать характер взаимоотношений их ребенка с товарищами: на чем основаны его симпатии и антипатии к ним, отзывчив ли он на просьбы о помощи в учебе, в общественных делах, насколько он правдив и честен в товариществе и дружбе и т. д. В этом отношении очень важно посещение, а иногда участие родителей в скаутских сборах и других внеклассных мероприятиях: культпоходах в кино и театр, экскурсиях и спортивных соревнованиях. Для изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста важно наблюдать за их играми. А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Ваш ребенок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе. Вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребенка, чего у них не хватает, что плохо в их играх». Однако одно наблюдение, пусть даже систематическое, не позволяет выявить всегда действительные причины поведения ребенка. Для этого необходимо прибегнуть к беседе с ребенком. Беседа во многом поможет вскрыть внутренние причины его поведения в каждом конкретном случае. Ценный материал дают беседы с детьми о прочитанных книгах, о скаутских сборах, спортивных соревнованиях, о любимых пьесах, просмотренных кинофильмах и т. п. Наибольшее значение эти беседы имеют, если они проходят в естественной обстановке, в процессе совместного участия с ребенком в выполнении какого-либо дела. Очень важно для выявления характера школьника побеседовать с его друзьями, познакомиться с родителями его товарищей, которые встречаются с ним в иной обстановке. Нельзя забывать и о таком методе изучения ребенка, как знакомство с его творческими работами, отзывами на книги, сочинениями, которые он выполняет в школе. Невозможно познать душевный мир ребенка без тесного контакта со школой, без бесед с учителями и скаут-вожатыми, без установления единства школы и семьи в изучении и воспитании наших детей. Родители, понимающие важность серьезного и вдумчивого изучения детей, ведут подробные записи результатов своих наблюдений и бесед для того, чтобы иметь возможность тщательно следить за изменениями в характере ребенка. Именно в результате систематического ведения таких подробных записей появились интересные и содержательные книги, обобщающие опыт семейного воспитания: К. В. Махова «О воспитании детей в семье», Н. Г. Петрякова «Воспитание сына», И. Р. Ключарева «Из дневника матери» и др. «Хороший воспитатель, – говорил А. С. Макаренко, – должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах». Необходимо иметь в виду, что этот дневник не должен превращаться в простую регистрацию поступков и проступков ребенка. Записи в дневнике будут иметь большое педагогическое значение в том случае, когда в описании личности школьника будут вскрываться причины изменения его поведения по сравнению с предыдущей оценкой его личных качеств. Этот материал позволит судить о том, насколько те или иные качества личности ребенка являются устойчивыми, более или менее сформировавшимися. В таком случае дневник поможет родителям лучше анализировать свой опыт воспитания детей, намечать те или иные меры педагогического воздействия на ребенка и меры сближения со школой для совместного разрешения воспитательных задач.
Предыдущая глава:
Изучение детей в семье
Следующая глава:
Помощь родительской общественности школе |
На главную страницу сайта |
|