|
Организованный и свободный труд человекаВсе основные виды труда предполагают предварительное планирование, проявление смекалки, поиски наиболее рациональных и экономных приемов, выполнение определенных расчетов и вычислений. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, высоко оценивая роль труда в духовном развитии человека, писал: «Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений». Свободный, не подневольный труд – источник положительных эмоций, он создает бодрое, жизнерадостное настроение. Известны горьковские слова: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!» Всякий труд, и детский в том числе, связывает человека с другими людьми. В труде вырастает настоящее товарищество, крепкая дружба, любовь и заботливое отношение к другому человеку, умение подчинить свои личные желания и стремления общественным задачам и интересам окружающих людей. В труде зарождается здоровое соревнование, пробуждаются и закрепляются навыки доводить дело до конца, каким бы оно ни казалось утомительным. Воспитательное значение имеет труд и потому, что только на его основе вырастает настоящий, здоровый и жизнеспособный коллектив. Хорошо организованный и выполненный труд воспитывает у детей понимание красивого, умение своими руками создавать вокруг себя красоту и радующий глаз порядок: посадить цветы, создать уют в комнате, аккуратно одеваться. Так воспитываются эстетические чувства ребенка. Но подлинная красота труда проявляется лишь в том случае, если труд вдохновляется благородными и светлыми целями служения благу человека. А. М. Горький однажды писал своему сыну Максиму: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать; чем взять» . Таким образом, трудовое воспитание содействует всестороннему развитию ребенка. Ребенок растет не только крепким, физически ловким, подвижным, выносливым, но развивается психически, духовно, становится наблюдательным, сметливым, учится быстро и точно соображать. В труде закладывается фундамент характера. Об учебной работе детей как важнейшем виде их деятельности мы говорили в предыдущей главе, здесь же остановимся на других видах детского труда в условиях семьи.
Предыдущая глава:
Значение труда для всестороннего развития детей
Следующая глава:
Домашний труд детей |
На главную страницу сайта |
|