|
Учет индивидуальных особенностей детей в процессе воспитанияТаким образом, задача семьи и школы состоит в том, чтобы, опираясь па возрастные особенности детей, учитывая закономерности их роста, вести ученика путем обучения и воспитания к новым, более высоким ступеням его развития. Вторая сторона этого вопроса не менее важна. Внутри каждого возраста существует многообразие индивидуальностей, которые обладают определенными личными качествами. Поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка. По отношению К отдельной личности, к ее индивидуальности необходим не простой «учет индивидуальных особенностей», а ясная устремленность школы и семьи поднять личность, воспитать ее в необходимом направлении. Индивидуальный подход к учащимся- нельзя осуществлять в отрыве от изучения типа высшей нервной деятельности детей. Хотя тип высшей нервной деятельности, как мы увидим дальше, конечно, не может определять нравственные качества личности, ее идеалов и интересов, однако он имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения и характера ребенка. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость» способность страстно увлекаться, насколько он проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях на действия окружающих его людей и явлений, подчеркивают психологи, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой и общественной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности не определяет в конечном итоге путь развития характера и моральных черт личности. Однако изучение типа высшей нервной деятельности ребенка позволяет воспитателю правильно определить средства и методы воздействия на отдельного учащегося. Действительно, мы не раз наблюдали в практике семейного воспитания, как педагоги и родители выделяют отдельных учащихся, по отношению к которым иногда возможно применение сходных приемов и общих методов воспитательного воздействия. Учение о типах высшей нервной деятельности впервые было подробно разработано великим русским физиологом академиком И. П. Павловым. Им были выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности: сильный – неуравновешенный, или «безудержный» (выражение Павлова), сильный – уравновешенный – медленный, сильный – уравновешенный – быстрый и, наконец, слабый. В чистом виде подобные типы встречаются редко. Один слабый тип может повторить, хотя и в недостаточном виде, различные сочетания уравновешенности, возбудимости и тормозимости. Существует множество переходных и смешанных типов как результат колебаний основных свойств нервной системы и всевозможных сочетаний, комбинирований этих свойств. Вместе с этим И. П. Павлов подчеркивал, что тип высшей нервной деятельности в значительной мере поддается улучшению, воспитанию: природные особенности нервной системы в ходе жизни развиваются, меняются, переделываются. И. П. Павлов считает, что в окончательном формировании особенностей высшей нервной деятельности весьма важную роль играют воздействия внешней среды, история жизни индивида, условия существования организма. Установленные И. П. Павловым типы высшей нервной деятельности дают научное обоснование так называемым темпераментам. Только у нас действуют скидки и можно недорого.
Предыдущая глава:
Любовь и дружба
Следующая глава:
Что такое темперамент? |
На главную страницу сайта |
|