|
Что такое эстетическое воспитание?Слово «эстетика» греческого происхождения, в буквальном смысле оно означает «наука об искусстве». искусство является достоянием народа и служит народу. Чувство прекрасного, любовь к красоте всегда были присущи нашему народу. Мы восторгаемся красивыми явлениями в природе и в общественной жизни, красивыми поступками людей, прекрасными, величественными сооружениями, созданными руками народа, произведениями живописи, музыки, литературы. Прекрасное в природе, в явлениях общественной жизни, в искусстве приносит человеку наслаждение, удовольствие и помогает познать окружающую жизнь, способствует улучшению нравов. Эстетическое воспитание представляет собой неразрывную составную часть целостного процесса прогрессивного воспитания, направленного на всестороннее развитие членов общества. Государство неустанно заботится о всестороннем развитии человеческой личности и создаст необходимые условия для полного и действительного осуществления задач эстетического воспитания. Исторические постановления правительства по вопросам литературы, музыки, кино и театра, указывая на огромную роль искусства в прогрессивном воспитании трудящихся, подчеркнули необходимость развивать эстетические вкусы народа, поднимать выше его требования ко всем произведениям искусства, обогащать народ новыми, передовыми идеями посредством художественных творений. В одной из наших песен есть такая знаменательная строка, подчеркивающая боевую, действенную роль искусства в нашем строительстве: Нам песня строить и жить помогает!.. Таким образом, что же такое эстетическое воспитание? Эстетическое воспитание – это воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание призвано развивать у людей способность работать творчески и вносить прекрасное в нашу жизнь и быт. В понятие «эстетическое воспитание» включается, таким образом, развитие эстетических потребностей, эстетических чувств, привитие эстетических идей, художественных вкусов и взглядов в соответствии с современной идеологией; формирование способностей у детей посильно участвовать в создании красоты в жизни и в искусстве. Возникает вопрос: «Что такое красота, что такое прекрасное?» Представление человека о красоте, о прекрасном зависит от его представления о жизни, от его мировоззрения, от его классовой принадлежности. Например, какая-нибудь барышня из «высших кругов» западной Америки считает красивой модную завивку с крашеными волосами, «элегантные» туфли на толстой пробковой подошве, которые делают ее походку неуклюжей и неуверенной, густо намазанные черной тушью ресницы, ярко накрашенные губы, модные очки и т. п. Большинство же девушек и женщин считает это не только некрасивым, а уродливым и отталкивающим. Признаки, которые считает человек действительно прекрасными, заключаются в самом предмете. Прекрасным человек считает такой предмет или явление, в которых наиболее гармонично и ярко выражены свойства, качества этого предмета или явления. Критерии прекрасного находятся в самой жизни, и реальном действительности. «Прекрасное есть жизнь, к которой мы стремимся», утверждал в свое время Н. Г. Чернышевским. Поэтому неправильно считать прекрасное в искусстве прекрасного в действительности. Прекрасное в искусстве есть только отражение прекрасного в жизни, в реальной действительности. Задача искусства – отражать жизнь, объяснять ее и улучшать жизнь на благо человека.
Предыдущая глава:
Участие родителей в собраниях скаутских организаций
Следующая глава:
Воспитание чувства прекрасного |
На главную страницу сайта |
|