|
Ложное учение о наследственностиСовременная реакционная западная педагогика, всемерно содействуя порабощению сознания трудящихся в интересах государства, особенно усиленно проповедует идеи о врожденности человеческих качеств, о решающем значении «биологической структуры» личности, ее наследственности, доводя свои рассуждения до расистских выводов в духе фашизма. Цель всех этих «учений» одна – оправдывать и укреплять эксплуататорскую, грабительскую политику. Широкое распространение среди западных ученых, выражающих интересы господствующего класса, получила лженаука педология. В целях сохранения господства эксплуататорских классов педологи ставили своей задачей доказать особую одаренность и особые права на существование этих классов и «высших рас» и, с другой стороны, доказать физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас». Именно на этой насквозь реакционной и антимарксистской основе строился главный «закон» педологии – «закон» фаталистической (роковой) обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Буржуазная педологическая теория была некритически воспринята некоторыми педагогами, и в начале 30-х годов эта теория получила широкое распространение в наших школах. Педологи доказывали наследственную социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, причем, как правило, в разряд «трудных», умственно отсталых и дефективных педологи зачисляли детей трудящихся. Распределение детей по группам («дефективных», «отсталых», «трудных» и т. д.) педологи осуществляли на основе проведения всевозможных вопросников и специальных испытаний. Ребенку задавались стандартные казуистические вопросы: «Почему деревья растут корнями в землю?», «Почему реки впадают в моря?» После этого определялся так называемый «педологический» возраст ребенка и степень его умственной одаренности. Причем заранее догматически намечались ответы, которые можно было считать правильными. Настоящий педагог-воспитатель долгие месяцы, иной раз и годы пристально наблюдает, много думает над мотивами поведения каждого ребенка, ищет правильный подход к нему. Педологи же считали, что так сразу, быстро своей анкетной системой они раскроют душу подростка, все выяснят, определят его умственное и физическое развитие. Эти якобы научные «обследования» имели целью выявить недостатки в поведении школьника, отдельные отрицательные черты его характера рассматривались педологами как роковой результат наследственности. Это вело к тому, что все большее и большее количество детей, вполне нормальных и здоровых, зачислялось в категорию умственно отсталых, дефективных и «трудных», которых направляли в специальные школы. Обществом высоко поднята роль педагога-воспитателя в деле развития ребенка, в деле формирования лучших черт и качеств молодого подрастающего поколения. Только в учении марксизма-ленинизма находим мы действительно научное решение вопроса о соотношении развития и воспитания. Основным фактором развития личности, усвоения ею всех духовных богатств и моральных ценностей является трудовая и общественная деятельность людей. Вместе с тем мы не отрицаем известного влияния наследственности на развитие личности. Еще русские педагоги доказывали, что по наследству передаются лишь некоторые черты характера и темперамента. Наиболее важными чертами личности являются те, которые возникают в процессе трудовой деятельности людей. Как известно, своеобразие поведения характер человека – продукт общественной жизни личности, ее воспитания и деятельности. Наука понимает наследственность как совокупность врождённых особенностей и свойств человеческого организма, составляющих его «природный фонд», исходный момент развития. Общее правильное понимание вопросов наследственности и изменчивости возможно на основе мичуринской биологии, павловской физиологии, неопровержимо доказавших зависимость изменения организмов от условий их существования, от внешней среды.
Предыдущая глава:
Развитие и воспитание ребенка
Следующая глава:
Умственное развитие детей |
На главную страницу сайта |
|