|
Самостоятельное выполнение заданийОчень важно также, чтобы родители приучали школьника к планомерной, систематической работе. Ясность и глубина знаний, прочность умений и навыков зависит от того, насколько регулярно готовит ученик уроки дома, насколько систематически повторяет он пройденный материал, все ли практические работы и упражнения он выполняет. Если школьник пропустил занятия по болезни или по каким-либо другим уважительным обстоятельствам, необходимо, чтобы родители пронаблюдали своевременное восполнение пробелов в знаниях ребенка. В этом вопросе родителям могут помочь скауты и школьники, друзья их сына или дочери. Ученица IX класса Ольга С. поранила ногу и две недели не могла ходить в школу. Ее друзья-одноклассники Николай, Любовь и Мария каждый день приходили к ней, рассказывали об уроках, приносили домашние задания. Ольга все их выполняла. Две учительницы несколько раз приходили к ней, спрашивали уроки и ставили оценки за ответы в ее ученический дневник. В результате, когда Ольга вернулась в класс, она не почувствовала себя отставшей. Очень часто родители спрашивают о том, нужна ли непосредственная помощь родителей детям в подготовке уроков, помощь в усвоении и понимании содержания того или иного учебного материала. Да, в ряде случаев такая помощь Может быть необходима. Но прежде чем помогать, надо уточнить, что мешает сыну или дочери уверенно и успешно самостоятельно выполнять домашнее задание. Быть может, у них есть пробелы в знаниях, либо нет усидчивости, нет воли, недостаточно развиты те или иные познавательные способности, нет умения применять знания на практике. Ученица VI класса Виктория С. затруднялась при решении задачи на движение двух машин с разными скоростям», не могла представить, как и где они могут встретиться. Мать говорит ей: «Думай сама, думай лучше». Приучать к самостоятельному и сознательному выполнению заданий – это самое важное. Но в данном случае, о котором мы рассказывали выше, такого простого указания матери было явно недостаточно. Ученица сколько ни думала, ничего придумать не смогла. Необходимо было частичное разъяснение. К Виктории подошел старший брат Степан и начертил ей схему движения машин. Это позволило ученице яснее, образнее представить себе условие задачи, и она, взглянув на чертеж, подумав, радостно воскликнула: – Все поняла, как все просто, какая же я несообразительная! Ей предложили самостоятельно графически изобразить еще несколько других подобных движений, и она их выполнила. Проверяя выполнение домашнего задания, родители могут указать на ошибку: «Посмотри и подумай внимательно свое решение», «Еще раз проверь свои вычисления». Такого рода указания направляют мысль детей на верный путь, не лишают их самостоятельности, требуют больше внимания. Помощь изредка бывает необходима и хорошему трудолюбивому ученику, она рассчитана на известное уменьшение трудности задания, подобно тому как это бывает во время спортивных упражнений. Если, например, юноша не берет прыжок в высоту 140 см, ему сбавляют высоту на 5 или 10 см, а прыгнуть ему все-таки надо самому. Встречаются ученики, которые без действительной надобности любят обращаться за помощью к родителям. Например, ученик IX класса Владимир П. спросил отца: «Каковы основные черты реализма?» Отец, подумав, сказал: «На этот вопрос ты сам должен уметь ответить, надо еще поработать», хотя отцу очень хотелось блеснуть перед сыном своими знаниями. Во всех подобных случаях, когда учащийся имеет все данные для самостоятельного и правильного решения вопроса, но все же обращается за помощью к родителям, надо решительно ему предложить самому настойчиво и упорно работать над учебным материалом. Самостоятельность, как это уже отмечалось в главе IV второго раздела нашей книги, особенно любят подростки (учащиеся V–VII классов). Они очень болезненно переживают, если отец или мать излишне их опекают, недооценивают их силы и возможности. Такая мелочная опека родителей приносит исключительно вред делу воспитания у подростков. Утверждать, что ученикам может нравиться только то, что не требует серьезного труда, – это совершенная нелепость. Серьезный труд закаляет ум и формирует характер ученика. Надо только, чтобы ребенок имел ясно осознанную цель, чтобы труд захватывал воображение, ум и чувства ребенка... Помогать подростку в учебной работе надо тактично, всячески поощряя его стремление к самостоятельности.
Предыдущая глава:
Способы решения задач
Следующая глава:
Подготовка детей к экзаменам |
На главную страницу сайта |
|