|
Подвижные игры детейСреди летних видов спорта в первую очередь с шести-семи лет дети обучаются плаванию, а с 10–11 лет гребле на прогулочной лодке. Начиная с 11 лет учащиеся занимаются легкой атлетикой, бегом на короткие и средние дистанции, прыжками в высоту и длину, метанием облегченных снарядов – мяча с петлей, диска, копья, ядра и гранаты. Большое общеразвивающее значение для детей семи лег имеют катание обруча и разнообразные упражнения со скакалкой, подготавливающие к занятиям легкой атлетикой. Школьники младших классов занимаются только основной гимнастикой, состоящей из укрепляющих весь организм упражнений, а с 13–14 лет подростки обычно переходят уже к спортивной гимнастике, которая включает упражнения на специальных снарядах: перекладине, брусьях, кольцах, коне, козле и гимнастическом бревне. Большое место в физическом воспитании школьников занимает велосипедный спорт. Однако до 14 лет подростки должны заниматься с большой осторожностью этим видом спорта, особенно в период полового созревания. Велосипедный спорт дает большую нагрузку сердцу. Чрезмерная перегрузка в быстрой, продолжительной езде может привести к болезни сердца. Поэтому необходимо рекомендовать вначале лишь спокойную, прогулочную езду на велосипеде. Особенно полезна езда по тропинкам в лесу, не гоняясь за скоростью. Специальные тренировки возможны лишь с 15–16 лет, после предварительной езды на велосипеде в течение двух-трех лет. Причем, участвуя в гонках на велосипеде, нельзя увлекаться одним велосипедным спортом. Нужно делать гимнастику, заниматься играми, зимой кататься на лыжах или коньках. Велосипедист должен с особенным вниманием следить за чистотой своего тела, мыться в бане раз з пять-шесть дней. Физически сильные юноши занимаются в секциях бокса, борьбы и тяжелой атлетики. С 13–14 лет можно систематически заниматься гантельной гимнастикой. Успех будет обеспечен, если родители как можно чаще будут консультироваться с врачом по вопросам спортивных занятий своих детей. Особое место занимают в физическом воспитании детей спортивные игры. Наиболее доступными из них являются настольный теннис, теннис, волейбол, которыми можно заниматься с 10 лет. Подростки 11–12 лет уже активно занимаются в секциях баскетбола, футбола, хоккея. П. Ф. Лесгафт писал: «Игры составляют такую форму упражнения, которая связана с возвышающим чувством удовольствия; игра производится с возможно большею ловкостью и по строго определенным и постепенно осложняющимся правилам». В спортивных играх наиболее ярко выявляется соревнование между играющими, а вместе с этим обогащается их эмоциональная сфера. Соревнование в игре, будучи одним из сильнейших побудителей активности, влияет на развитие и совершенствование ценнейших качеств и навыков, необходимых для молодого человека. Так, в коллективной подвижной игре участники взаимодействуют друг с другом и вырабатывается коллективное сотрудничество. В ходе игры, как было уже указано, условия постоянно изменяются. Это заставляет каждого играющего оценивать зачастую очень быстро свое положение в игре и решать различные тактические задачи, что воспитывает у школьников активность и самостоятельность. Большое значение имеют всевозможные подвижные, широко известные в народе игры, которые как бы подготавливают детей 5–10 лет к спортивным занятиям. Наиболее подходящими играми для дошкольников являются: «Лошадки», «Поезд», «Гуси», «Зайцы и волк», «Салки из круга» и др. Для детей младшего школьного возраста, а отчасти и для подростков–русская лапта, городки, бабки, крокет, «третий лишний», «Медведь и медвежата», «Мяч в кругу» и многие другие. Мы рассказали о многих играх, немаловажное значение имеют и шахматы. Шахматы – это все же скорее умственный вид спорта. Воспитательное значение занятий шахматами велико, но гигиенического, оздоровительного значения они не имеют. Поэтому родителям необходимо всячески стремиться к тому, чтобы дети сочетали игру в шахматы с занятиями другими видами спорта. Большое значение для укрепления здоровья и физического развития школьников имеет проведение загородных прогулок и длительных туристских походов, так как походная жизнь всегда увлекает детей своей романтикой и дает много ценных навыков. Долгое пребывание на свежем воздухе и солнце, использование различных естественных сил природы закаляет и укрепляет организм ребенка. Рыболовство, охота, туризм являются полезными и приятными видами активного отдыха,- поэтому необходимо широко распространять их среди детей среднего и старшего школьного возраста.
Предыдущая глава:
Занятия спортом и игры
Следующая глава:
Содержание |
На главную страницу сайта |
|