|
Требовательность в сочетании с уважением к личности ребенкаНеограниченная вера в человека, уважение к нему должны сочетаться с требовательностью. Чем больше мы любим ребенка, верим в его силы и уважаем его, тем требовательнее мы должны быть к нему во имя развития его творческих сил и способностей. Уважение к человеку и требовательность к нему – характерная черта отношений. Можно сказать, что мерой уважения к человеку является мера требовательности к нему. Чем больше мы требуем от человека, тем больше, следовательно, мы уважаем его. Воспитание детей в семье не мыслится без требования и строится на его основе. Там, где нет требования, нет и воспитания. Родители обязаны требовать не потому, что им так хочется, а потому, что они не имеют права не требовать. Понимание этого предостерегает родителей от слабости при предъявлении требований и дает им силу для спокойного и уверенного преодоления упрямства и недисциплинированности отдельных детей. Дети всех возрастов, даже подростки и юноши, не обладающие еще достаточно сформировавшимся характером и твердой волей, всегда ищут надежную опору у родителей, которым они вверяют свое будущее. Требовательность – один из основных принципов нравственного воспитания. Все члены семьи должны выработать единую и постоянную линию требований к своим детям. Беда многих семей не в том, что там не требуют от детей, а в том, что требования эти сплошь да рядом носят «разовый» характер. Отец вспылил, разгорячился и... «потребовал». А назавтра он успокоился, впал в благодушное настроение и сам забыл, что вчера требовал. При такой бессистемности требований ни о каком нравственном воспитании не может быть речи. Надо помнить, что сила требования – в его последовательности и непрерывности. Причем для ребенка должны быть ясны те требования и правила, которые ему предписывает школа и семья. Требовательность должна быть «в большом и малом». Оторванная пуговица, неряшливый внешний вид, небрежное отношение к подготовке домашних заданий, раздражительный тон, грубая реплика, неприветливое слово со взрослыми и т. д. – все это как будто «мелочи», но на них воспитывается характер подрастающего человека. Максимально точной должна быть и сама форма требовательности. В главе «Педагогический такт» мы подробно останавливаемся на вопросе о том, как тесно связана внешняя форма требовательности с самой мерой требования, с восприятием этого требования, с выражением эмоций воспитателя. Это тем более важно знать, что форма педагогической требовательности во многих семьях выражается в уговаривании и сюсюканий с детьми, которые нередко сочетаются с оскорбительной грубостью и нервной раздражительностью. Поэтому так важно сочетание требовательности с уважением к ребенку. Педагогический такт и есть та форма требовательности, в которой проявляется уважение к ребенку.
Предыдущая глава:
Перспективность воспитания детей
Следующая глава:
Воспитание через положительное |
На главную страницу сайта |
|