О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Научить ребенка слушать

В младшем школьном возрасте наиболее важна помощь родителей в ученье. Большое значение для успешной учебной деятельности детей имеет развитие речи ребенка.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

Речь ребенка становится содержательнее, ярче, красочнее, богаче и увереннее, свободнее, когда его мысли, представления, понятия, суждения, передаваемые в словах, основаны на жизненных наблюдениях, на конкретных чувственных восприятиях. Чем наблюдательнее дети, тем содержательнее и точнее их мышление и тем богаче и четче их речь. Запас конкретных представлений у детей еще очень небольшой, поэтому при объяснении непонятного для ребенка необходимо оперировать наглядным, конкретным материалом.

Для развития речи крайне важно также научить ребенка слушать. Пока он был дошкольником, ему, конечно, приходилось слушать в процессе разговора. Но ребенок слушал внимательно только тогда, когда содержание рассказа его самого захватывало. При отсутствии интереса к рассказу, к разговору или к чтению внимание дошкольника сразу переключается на что-либо другое. За очень редкими исключениями детям-дошкольникам не приходится слушать целеустремленно. Если это и происходит, когда, например, ребенок получает отдельные поручения, то зачастую он не в состоянии выслушать до конца объяснения. Еще реже приходится дошкольнику слушать что-либо ради того, чтобы запомнить, а потом воспроизвести.

В школе, в процессе ученья, слушание превращается в активный, целенаправленный процесс, к чему первое время с большим трудом привыкает ученик I класса. Многое в этом отношении может сделать семья. Родители могут упражнять детей в распознавании звуков в природе (узнавание птиц по их пению и крикам, узнавание насекомых по жужжанию, прислушивание к шуму воды, ветра и т. д.), в распознавании голосов, звуков, доносящихся с улицы; надо развивать у детей и чувство тишины, что будет способствовать потом успешному разрешению задачи воспитания внимания ребенка и умения сосредоточиваться.

Чтобы приучить младшего школьника внимательно слушать, родители не должны быть многословными: детям необходимо привыкнуть к тому, что отец или мать всегда говорят только важное и существенное, что надо немедленно реализовать в определенных действиях или что обязательно понадобится детям в самом ближайшем будущем.

Младший школьник сталкивается с обязательной необходимостью запоминания, припоминания и заучивания учебного материала, иногда даже очень для него значительного по объему. У ребенка возникает много трудностей, потому что младший школьник не может еще как следует использовать свою память, не обладает самоконтролем при заучивании, не может проверить себя и не всегда понимает, что он знает, а чего не знает. Младший школьник не умеет рационально (правильно) заучивать материал, самостоятельно в нем разбираться, расчленять его на части. Больше всего он использует единственную примитивную форму заучивания – многократное повторение. Это связано с тем, что младший школьник еще не вполне овладел словам, речью, не умеет достаточно пользоваться ею для выражения усвоенных им мыслей.

Большое значение в развитии школьника младшего возраста имеют мотивы ученья. Причина устремленности ребенка к школе состоит в том, что уже дошкольное учреждение и семья создают в большинстве случаев у ребенка установку на серьезную деятельность, отличную от игровой.

На первых этапах обучения у школьников очень многообразны мотивы ученья, к тому же они отличаются большой индивидуальностью.

При поступлении ребенка в школу его внимание большей частью привлекают атрибуты школьной жизни: портфель, книжки, тетради, а также получение хорошей оценки. Маленькие школьники любят учиться, любят «серьезные занятия», любят готовить уроки. Этот характер мотивации обнаруживается в отношениях к учителю, слово которого для них является законом. К III и IV классам мотивы развиваются. Если в I–II классах в центре интересов ребенка находится сам процесс учебной деятельности: хожу в школу, пишу, считаю, то в дальнейшем все содержание школьной жизни становится более близким и интересным. Задача родителей – сделать понятной для детей общественную значимость ученья.

Однако еще незначительны познавательные интересы у младших школьников, интерес к отдельным предметам развивается в V–VII классах, когда начинается многопредметное преподавание.


Предыдущая глава: Основное внимание на взаимоотношения с детским коллективом

Следующая глава: Средний школьный возраст


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта