|
Нельзя наказывать трудомНекоторые родители, забывая о том, что труд должен быть источником наслаждений для ребенка, начинают с ним договариваться: напилишь дров – получишь деньги на кино, сходишь за хлебом – рубль дам. У ребенка создается такое представление, будто трудовая деятельность сама по себе никакого удовлетворения не дает. В результате такого воспитания вырастают люди, которые стремятся к личной выгоде, не любят трудиться и не умеют находить в работе смысл и счастье жизни. Наказание трудом недопустимо! Получил «двойку» за диктант – вымоешь за то пол в большой комнате; нагрубил отцу – напилишь и наколешь дров и т. д. В таких случаях труд никак не может стать делом чести, дети стремятся увильнуть от порученного дела или сделать его кое-как. Встречаются семьи, в которых дети работают только тогда, когда в чем-нибудь провинились. «Вчера так мать рассердилась, что опять заставила меня колоть и носить дрова из сарая на кухню», – рассказывает двенадцатилетний мальчик. О какой же радости можно говорить, если приходится выполнять работу только в порядке наказания за какой-нибудь проступок. Дети должны трудом загладить свою вину лишь в том случае, если они испортили, испачкали, сломали, разорвали или потеряли что-то, что могут возместить своим личным трудовым усилием. Пролили чернила на скатерть – извольте ее сейчас же выстирать, сломали стул – надо его починить, в драке или возне порвали брюки – почините и заштопайте сами. В этих случаях справедливость и естественность требования настолько очевидна для самих детей, что никогда не вызовет у них ни обиды, ни озлобления. Они отлично понимают необходимость труда и воспринимают его не как наказание, а как следствие совершенного проступка. Придавать детскому труду благородную, гуманистическую направленность. Более высокой оценки заслуживает трудовая деятельность детей, которая выходит из рамок семьи и распространяется на других людей, нуждающихся в такой трудовой помощи. Нельзя допускать, чтобы, трудясь, дети замыкались лишь в кругу интересов своей семьи, чтобы они выполняли работу только для удовлетворения своих семейных нужд и не больше. Т. приучал своих сыновей к постоянному труду, воспитывая вместе с тем у них чуткое отношение к людям. Однажды он поручил своим сыновьям-подросткам самостоятельно вырыть погреб для хранения продуктов зимой. Рытье погреба потребовало от мальчиков большого упорства. Отец высоко оценил труд мальчиков. Через несколько дней, когда сыновья отдохнули, отец рассказал им, что у соседки тоже нет погреба, а сделать некому: муж и сыновья ее погибли во время войны. Мальчики молчали и смущенно поглядывали на свои мозоли. Казалось, что они откажутся от помощи соседке. Но на следующий день мы увидели, что они вместе с соседкой выбрали место для погреба и принялись копать землю. Этот пример ярко показывает, как отец развивал у своих сыновей трудовую волю, стремился воспитывать у них действенную заботу не только о своей семье, но и о других людях, нуждающихся в помощи. Выполняя общественно полезную работу, ребенок понимает, что его труд является частью общего дела, выполняемое задание приобретает для него общественную целенаправленность.
Предыдущая глава:
Правильная оценка труда детей
Следующая глава:
Трудовое воспитание в семье |
На главную страницу сайта |
|