О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Старший дошкольный возраст

Прежде чем остановиться на раскрытии характеристики детей школьного возраста, необходимо рассмотреть вкратце особенности детей старшего дошкольного возраста.

Хорошее развитие ребенка-дошкольника пяти-шести лет предполагает выработку у него таких качеств и особенностей, которые могли бы обеспечить ему возможность перейти к новой, более сложной деятельности – ученью. В дошкольном возрасте, так же как и в преддошкольном, ведущее значение имеет игровая деятельность, в которой ребенок проявляет себя, активно изучая окружающий его мир.

Физическое развитие ребенка на всем протяжении дошкольного периода происходит неравномерно: так, в два-три года и в пять-шесть лет ежегодные прибавки роста равняются 7–8 см, а в четыре-пять лет эти прибавки равняются всего лишь 4–5 см. Процессы окостенения скелета идут весьма энергично. Однако скелет дошкольника обладает еще очень большой эластичностью и ребенок еще делает движения, которые в дальнейшем станут ему недоступны. Мышцы еще очень слабы, поэтому ребенок в возрасте пяти-шести лет не может выдерживать длительной нагрузки силовыми упражнениями (подтягивание, поднимание тяжелого и т. п.), но у него уже совершенствуются мышечные движения. Детям удаются такие виды ручного труда, как лепка, плетение, особенно при использовании материала со слабой сопротивляемостью: глина и бумага.

В дошкольном возрасте дети овладевают разнообразными движениями-действиями, развитие которых осуществляется в первую очередь через игровую деятельность ребенка. В этом возрасте игра становится значительно содержательнее. Дошкольник не просто катает тачку или автомобиль, а что-то возит в них; он не перебирает кубики, а пытается что-то из них строить, часто заранее объявив о своем намерении сделать дом, пароход. Воспитание целенаправленной, созидательной деятельности у детей должно быть предметом особенного внимания родителей.

Узнав, чем занимается ребенок, необходимо заинтересоваться, сделать свои замечания, поиграть вместе с ним, добиться того, чтобы он выполнил поставленные перед собой цели.

В дошкольном возрасте дети очень часто играют с родителями. Большое значение имеет не только совместная игра, но и совместное выполнение какой-либо работы: ребенок вместе с матерью стирает, готовит обед, убирает комнату, помогает складывать дрова и т. д. В этом совместном деле вырабатываются необходимые нравственные качества, у ребенка появляется желание, потребность помогать всем, чем может, он уже чувствует себя помощником отца или матери, ему иногда для этого приходится отказываться от своих развлечений и удовольствий.

Постоянное общение со взрослыми имеет большое значение для формирования личности ребенка. Но дети, воспитываемые изолированно от детского коллектива, теряют очень многое в своем развитии. При общении только со взрослыми дошкольники чаще убеждаются в своей слабости, они лишаются возможности вступать со своими сверстниками в соревнование, которое учит, ребенка мобилизовать себя и позволяет увериться в своих силах.

В возрасте пяти-шести лет дети начинают понимать разницу между трудом и игрой. Поэтому очень важно приучить дошкольников к выполнению посильных для них обязанностей по самообслуживанию и несложных трудовых заданий в семье, разъясняя им, что умение самостоятельно одеваться, убирать за собой, подметать пол, приносить отцу или матери необходимые вещи создает родителям более благоприятные условия для отдыха и занятий.

Одна из главнейших задач подготовки ребенка к школе заключается в развитии у него способности выполнять свои обязанности вне зависимости от своих желаний и настроений, а также в воспитании у него устойчивого внимания. Очень часто в I классе мальчик или девочка ни на чем не могут сосредоточиться, очень невнимательны, рассеянны.

Почему это так происходит? Дети любят яркое, красочное, их интересует в первую очередь все новое, и если мы сегодня ребенку покупаем одну игрушку, завтра–другую, то он каждый раз забывает прежнюю игрушку и тянется к новой. Внешне как будто хорошо: ребенок не скучает, ему есть чем заняться, обогащаются его интересы, родителям приятно переживать вместе с ним радость. Но за этой внешней стороной скрываются очень существенные недостатки в воспитании детей – они не приучаются по-настоящему дорожить игрушками, беречь их, у них создаются легкие, «летучие» интересы. Постоянная смена впечатлений становится потребностью ребенка, порождает поверхностный подход ко всему окружающему, ребенок приучается к пассивности,; еще более неустойчивым оказывается его внимание.

Поэтому для предупреждения детской рассеянности необходимо соблюдать чувство меры в удовлетворении потребностей и интересов дошкольника. При чтении книг необходимо специальными вопросами направлять внимание детей на определенные события, на поступки и конкретные факты поведения отдельных героев. Все это способствует развитию внимательности и подготавливает условия для успешного обучения в школе.

В старшем дошкольном возрасте наряду с игрой уже возможно использовать в воспитании детей занятия учебного характера.

Наиболее развитыми являются дети, которые воспитывались в детском саду, потому что там занятиям учебного характера и выполнению трудовых заданий уделяется специальное внимание и организуются они в соответствии с педагогической целесообразностью. Так, в ряде детских садов уже разработаны игровые методы обучения чтению и письму. Ребенок в возрасте от пяти до семи лет, играя, легко овладевает простейшими навыками и чтения и письма, у него постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются некоторые навыки учебной работы.

На занятиях учебного характера расширяются знания ребенка об окружающем, обогащается его речь, ребенок овладевает простейшими счетными операциями, навыками изобразительной деятельности.

Мышление и память ребенка носят в основном конкретно-образный характер. Память у дошкольника отличается еще плохой произвольностью, - длительное заучивание ребенку-дошкольнику еще недоступно, остается глубоко в памяти дошкольника все то, что имеет для него непосредственно жизненное значение или отличается занимательностью, неожиданностью. Дошкольники способны легко запомнить ритмическую речь – стихи, сказки, доступные по содержанию и по языку.

Постепенно применяемые не утомляющие ребенка повторения стихов и сказок ведут и к развитию способности произвольного запоминания.

Эта способность возрастает, если ребенок запоминает материалы в процессе увлекательной для него игровой деятельности.

Вследствие наглядности, образности мышления ребенку-дошкольнику очень трудно решить задачу, данную в абстрактной, отвлеченной форме. Поэтому большое значение в умственном воспитании ребенка, развитии его мышления и речи приобретает организация игр и занятий, которые ставили бы перед ним определенные познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата.

Нужно сказать, что в целом дети семи лет в значительной степени подготовлены всем предшествующим развитием для успешного обучения в школе: обладают связной речью и довольно широким кругозором представлений, способны выполнять посильные задачи в области семейно-бытового труда, различные детские игры научили их подчиняться требованиям и сдерживать свои желания, а главное, дети в этом возрасте обычно хотят трудиться, проявляют интерес к школе.


Предыдущая глава: Возрастная периодизация в педагогике

Следующая глава: Младший школьный возраст


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта