|
Старший дошкольный возрастПрежде чем остановиться на раскрытии характеристики детей школьного возраста, необходимо рассмотреть вкратце особенности детей старшего дошкольного возраста. Хорошее развитие ребенка-дошкольника пяти-шести лет предполагает выработку у него таких качеств и особенностей, которые могли бы обеспечить ему возможность перейти к новой, более сложной деятельности – ученью. В дошкольном возрасте, так же как и в преддошкольном, ведущее значение имеет игровая деятельность, в которой ребенок проявляет себя, активно изучая окружающий его мир. Физическое развитие ребенка на всем протяжении дошкольного периода происходит неравномерно: так, в два-три года и в пять-шесть лет ежегодные прибавки роста равняются 7–8 см, а в четыре-пять лет эти прибавки равняются всего лишь 4–5 см. Процессы окостенения скелета идут весьма энергично. Однако скелет дошкольника обладает еще очень большой эластичностью и ребенок еще делает движения, которые в дальнейшем станут ему недоступны. Мышцы еще очень слабы, поэтому ребенок в возрасте пяти-шести лет не может выдерживать длительной нагрузки силовыми упражнениями (подтягивание, поднимание тяжелого и т. п.), но у него уже совершенствуются мышечные движения. Детям удаются такие виды ручного труда, как лепка, плетение, особенно при использовании материала со слабой сопротивляемостью: глина и бумага. В дошкольном возрасте дети овладевают разнообразными движениями-действиями, развитие которых осуществляется в первую очередь через игровую деятельность ребенка. В этом возрасте игра становится значительно содержательнее. Дошкольник не просто катает тачку или автомобиль, а что-то возит в них; он не перебирает кубики, а пытается что-то из них строить, часто заранее объявив о своем намерении сделать дом, пароход. Воспитание целенаправленной, созидательной деятельности у детей должно быть предметом особенного внимания родителей. Узнав, чем занимается ребенок, необходимо заинтересоваться, сделать свои замечания, поиграть вместе с ним, добиться того, чтобы он выполнил поставленные перед собой цели. В дошкольном возрасте дети очень часто играют с родителями. Большое значение имеет не только совместная игра, но и совместное выполнение какой-либо работы: ребенок вместе с матерью стирает, готовит обед, убирает комнату, помогает складывать дрова и т. д. В этом совместном деле вырабатываются необходимые нравственные качества, у ребенка появляется желание, потребность помогать всем, чем может, он уже чувствует себя помощником отца или матери, ему иногда для этого приходится отказываться от своих развлечений и удовольствий. Постоянное общение со взрослыми имеет большое значение для формирования личности ребенка. Но дети, воспитываемые изолированно от детского коллектива, теряют очень многое в своем развитии. При общении только со взрослыми дошкольники чаще убеждаются в своей слабости, они лишаются возможности вступать со своими сверстниками в соревнование, которое учит, ребенка мобилизовать себя и позволяет увериться в своих силах. В возрасте пяти-шести лет дети начинают понимать разницу между трудом и игрой. Поэтому очень важно приучить дошкольников к выполнению посильных для них обязанностей по самообслуживанию и несложных трудовых заданий в семье, разъясняя им, что умение самостоятельно одеваться, убирать за собой, подметать пол, приносить отцу или матери необходимые вещи создает родителям более благоприятные условия для отдыха и занятий. Одна из главнейших задач подготовки ребенка к школе заключается в развитии у него способности выполнять свои обязанности вне зависимости от своих желаний и настроений, а также в воспитании у него устойчивого внимания. Очень часто в I классе мальчик или девочка ни на чем не могут сосредоточиться, очень невнимательны, рассеянны. Почему это так происходит? Дети любят яркое, красочное, их интересует в первую очередь все новое, и если мы сегодня ребенку покупаем одну игрушку, завтра–другую, то он каждый раз забывает прежнюю игрушку и тянется к новой. Внешне как будто хорошо: ребенок не скучает, ему есть чем заняться, обогащаются его интересы, родителям приятно переживать вместе с ним радость. Но за этой внешней стороной скрываются очень существенные недостатки в воспитании детей – они не приучаются по-настоящему дорожить игрушками, беречь их, у них создаются легкие, «летучие» интересы. Постоянная смена впечатлений становится потребностью ребенка, порождает поверхностный подход ко всему окружающему, ребенок приучается к пассивности,; еще более неустойчивым оказывается его внимание. Поэтому для предупреждения детской рассеянности необходимо соблюдать чувство меры в удовлетворении потребностей и интересов дошкольника. При чтении книг необходимо специальными вопросами направлять внимание детей на определенные события, на поступки и конкретные факты поведения отдельных героев. Все это способствует развитию внимательности и подготавливает условия для успешного обучения в школе. В старшем дошкольном возрасте наряду с игрой уже возможно использовать в воспитании детей занятия учебного характера. Наиболее развитыми являются дети, которые воспитывались в детском саду, потому что там занятиям учебного характера и выполнению трудовых заданий уделяется специальное внимание и организуются они в соответствии с педагогической целесообразностью. Так, в ряде детских садов уже разработаны игровые методы обучения чтению и письму. Ребенок в возрасте от пяти до семи лет, играя, легко овладевает простейшими навыками и чтения и письма, у него постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются некоторые навыки учебной работы. На занятиях учебного характера расширяются знания ребенка об окружающем, обогащается его речь, ребенок овладевает простейшими счетными операциями, навыками изобразительной деятельности. Мышление и память ребенка носят в основном конкретно-образный характер. Память у дошкольника отличается еще плохой произвольностью, - длительное заучивание ребенку-дошкольнику еще недоступно, остается глубоко в памяти дошкольника все то, что имеет для него непосредственно жизненное значение или отличается занимательностью, неожиданностью. Дошкольники способны легко запомнить ритмическую речь – стихи, сказки, доступные по содержанию и по языку. Постепенно применяемые не утомляющие ребенка повторения стихов и сказок ведут и к развитию способности произвольного запоминания. Эта способность возрастает, если ребенок запоминает материалы в процессе увлекательной для него игровой деятельности. Вследствие наглядности, образности мышления ребенку-дошкольнику очень трудно решить задачу, данную в абстрактной, отвлеченной форме. Поэтому большое значение в умственном воспитании ребенка, развитии его мышления и речи приобретает организация игр и занятий, которые ставили бы перед ним определенные познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Нужно сказать, что в целом дети семи лет в значительной степени подготовлены всем предшествующим развитием для успешного обучения в школе: обладают связной речью и довольно широким кругозором представлений, способны выполнять посильные задачи в области семейно-бытового труда, различные детские игры научили их подчиняться требованиям и сдерживать свои желания, а главное, дети в этом возрасте обычно хотят трудиться, проявляют интерес к школе.
Предыдущая глава:
Возрастная периодизация в педагогике
Следующая глава:
Младший школьный возраст |
На главную страницу сайта |
|