|
Наказание от имени коллективаНаказание всегда должно соответствовать характеру и сущности проступка, не противоречить ему, в противном случае наказание не сможет стать средством убеждения. Мысль о логическом соответствии наказания проступку достаточно ясно была выражена еще великим швейцарским педагогом-демократом Г. Песталоцци (1746–1827), разработавшим теорию так называемой «дисциплины естественных последствий». В педагогическом романе «Лингард и Гертруда» Г. Песталоцци описывает методику применения такой дисциплины на примере деятельности учителя Глюльфи. Если кто-нибудь из учеников опаздывал, – вход в школу был закрыт для него. Плакали ли опоздавшие или нет – не меняло дела: Глюльфи отправлял их домой и говорил при этом, что им полезно будет подумать над тем, что все на свете должно быть сделано вовремя, иначе оно теряет свой смысл. Если ученик проявлял рассеянность и забывчивость, Глюльфи назначал его дежурным вестовым, от которого требовались внимательность, сосредоточенность и расторопность. Ленивым и нерадивым воспитанникам он давал различные трудовые задания, важные и полезные для школы, чтобы отучить их от безделья и лени. Педагогика требует, чтобы в применении наказаний соблюдалась определенная логика и последовательность, которые были бы понятны воспитанникам. За первый проступок ученик несет меньшее наказание, а за повторение его – большее. Логика такого подхода предполагает, что повторение проступка говорит уже о вредной тенденции в поведении, пресечение которой предполагает более суровые меры. Наказание не должно быть слишком частым, иначе оно потеряет свою силу и эффективность. Недопустимо рассматривать наказание как средство возмездия ребенку за личную обиду или грубость по отношению к воспитателю. В большинстве случаев наказание от имени коллектива, наказание, поддержанное общественным мнением детей, выше и действеннее наказаний отдельного воспитателя. Необходимость и заслуженность наказания должна быть понятна всей семье и одобрена всеми ее членами–взрослыми и детьми. Пока виновный не раскается в своем поступке, а если это было не в первый раз, пока не исправится на деле, никто не должен относиться к наказанному с лаской и вниманием. В поведении и матери, и отца, и братьев, и сестер виновный должен видеть свое осуждение. В этом собственно и выражается главнейшая суть наказания – осуждение всем семейным коллективом. Наказание должно быть индивидуально приспособленным, т. е. оно должно правильно учитывать психологические и возрастные особенности воспитанника. Володя, ученик III класса, задержался на прогулке и пришел домой значительно позже намеченного ему срока. Мать не стала сразу упрекать мальчика в непослушании и прежде всего попросила Володю рассказать, как это получилось. Из рассказа ребенка мать поняла, что Володя не знал, который сейчас час, и был убежден, что срок его прогулки еще не истек. Он искренне удивился, узнав, что прогулял вместо условленного часа целых три часа. Мать поняла, что в данном случае нет повода не только для наказания, но даже упрека. Ребенок в этом возрасте еще плохо ориентируется во времени. Тогда мать объяснила мальчику причину его опоздания и условилась, что с завтрашнего дня он будет возвращаться домой тогда, когда ребята, обучающиеся во второй смене, будут идти в школу. И ребенок стал вовремя возвращаться домой. Ценно в этом примере то, что мать Володи не только выяснила причину его прогула, но и помогла ему устранить его, подсказав, как это сделать. Благодаря этому ей удалось сразу добиться желаемого изменения в поведении сына. Наказание как средство воздействия на воспитанника чрезвычайно диалектично, оно не терпит трафарета.
Предыдущая глава:
Наказание и поощрение за поступки
Следующая глава:
Замечания за совершенные поступки |
На главную страницу сайта |
|