|
Воспитание в коллективе и через коллективСемья представляет собой коллектив, которому присущи все характерные черты коллектива в обществе. Поэтому в условиях нашей семьи имеются широкие возможности для воспитания у детей важнейших качеств, присущих человеку. Надо уметь использовать то бесконечное множество коллективных связей и товарищеских взаимоотношений, которые складываются в семье, школе и в окружающей общественной среде. Интересный опыт воспитания у сына умения жить в коллективе описан Н. Г. Петряковой. «Я приучала сына с раннего возраста, – пишет она, – с уважением относиться к старшим и связывала это с обучением в школе. Если он не слушался, я говорила ему: – Ты пойдешь в школу, там в классе 40 ребят, а учительница одна. Значит ты не будешь слушаться ее и по дисциплине получишь «плохо». А как неприятно будет папе и маме. Уважение к каждому человеку в отдельности и к коллективу – соседям по дому, по двору – я старалась воспитать у ребенка с детства. Застучит ли он, играя, по полу, говорю: – Нельзя, Боря, здесь стучат! – внизу живут люди, им неприятно. Но стучать ребенку необходимо, и я указываю ему место в кухне на табурете, где его стук не будет так беспокоить жильцов нижнего этажа. И Боре и его ближайшим товарищам прививаю уважение к чужому труду. – Женщина повесила белье, она стирала его, ей было трудно. Бегать здесь сейчас нельзя, потому что поднимается пыль, ляжет на белье, пропадет труд женщины. Дворник подметает двор и сад. Предлагаю ребятам собирать все, что набросано возле скамьи. – Давайте, ребятки, уберем, чтобы всем приятно было здесь ходить. Стремясь укрепить у Бори навыки коллективного труда, я брала его на субботники. Там давали и ему работу: выбирать камешки из земли, относить их и складывать в сторонке. Работали мы всегда охотно, с увлечением. Все принимавшие участие в субботниках были веселы, бодры, целеустремлены. Это настроение подъема бодрости передавалось мальчику, он проникался пафосом коллективного труда и часто задавал вопрос: – Мама, а что мы еще будем делать? Когда я оформляла стенгазету, он тоже делал свою стенгазету – наклеивая на лист бумаги картинки, раскрашивал их и вывешивал лист на стене». Осуществление принципа воспитания учащихся в коллективе и через коллектив предполагает тесную связь родителей со школой. Необходимо шире привлекать школьный коллектив – скаутский отряд – с целью воздействия на своих детей. А особенно это важно, если у вас единственный ребенок. Детский коллектив приучает своих членов подчинять свои интересы и поведение общему требованию коллектива, сознавать ответственность за свои поступки. Правильно поступают те родители, которые выносят на обсуждение ученического коллектива проступки своих детей, не замазывая и не скрывая их, потому что сила общественного мнения в детском коллективе – очень важный фактор воспитания. Обсуждение поведения ученика в коллективе закаляет характер ребенка, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения.
Предыдущая глава:
Основные принципы прогрессивного воспитания детей в семье
Следующая глава:
Перспективность воспитания детей |
На главную страницу сайта |
|