О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Вежливость важное качество человека

Однако не все родители и не всегда стараются приучать своих детей к вежливости. На одном родительском собрании был рассказан такой случай.

«Вошел я, – говорил один родитель, – в зал местного вокзала, где пассажиры ожидают поезд. Все места на скамьях были заняты. Мальчик лет одиннадцати поднялся и предложил мне занять его место. Но не успел он сделать это, как мать грубо одернула его за рукав и строгим, внушительным тоном приказа-зала: «Сиди! Ты маленький, а дядя большой, может постоять». Мальчик подчинился матери и снова сел, хотя в школе его учили уступать место старшим».

Такие факты, к сожалению, не единичны, их приходится наблюдать ежедневно. В воспитании у учащихся вежливости и других моральных качеств должно быть обеспечено единство требований со стороны школы, учителей, родителей, скаутских организаций и всей общественности. Родители должны познакомиться с этими требованиями на классных и общешкольных родительских собраниях, в индивидуальных беседах с классными руководителями и учителями.

В пункте 17 «Правил для учащихся» говорится, что учащийся обязан уважать родителей, помогать им заботиться о маленьких братьях и сестрах. Раскроем практический смысл этого правила вежливости. Уважать родителей – это значит беспрекословно выполнять их распоряжения, всячески помогать им, оберегать труд и отдых родителей – не шуметь, когда они занимаются или отдыхают, спрашивать у них разрешения и совета, прежде чем совершить тот или иной поступок, поскольку они имеют значительный жизненный опыт, быть ласковым и внимательным по отношению к отцу и матери.

Вежливость детей по отношению к родителям приобретает форму почтительности. Она характеризуется подчеркнутым уважением и бережностью, с которыми дети обращаются к родителям.

«И ежели вы вежливы, – поможете вы маме и помощь ей предложите без просьбы, то есть сами!» (С. Маршак.)

Отца в семье нет. Он погиб на фронте в тяжелые годы Великой Отечественной войны. На попечении матери двое детей – Боря, 9 лет, и Анна, 12 лет. Мать Екатерина Ильинична работает в две смены и очень мало внимания может уделить семье. С вечера готовила обед. Анна разогревала его, кормила Борю и отправляла его и школу, топила печь, убирала комнату, готовила уроки. Все это Анна делала хорошо, как заправская домашняя хозяйка.

– Ох, молодец же девочка у Екатерины Ильиничны!– говорили соседи. – Ведь ребенок еще, а как хорошо и умело все делает! Иная взрослая так не сумеет.

Мать знала: на Анну можно положиться больше, чем на другого взрослого.

Девочка выполняла все хозяйственные работы с увлечением, была трудолюбива, училась отлично, росла здоровой и жизнерадостной. Во всем советовалась с матерью.

Помогая родителям, уважая их, старшим детям надо быть примером для младших братьев и сестер, заботиться о них, играть с ними, читать им книжки, ходить на прогулку, делать им игрушки, и тогда младшие будут уважать старших, между детьми установятся подлинно дружеские отношения.

Таким образом, мы выяснили, что вежливость есть важное качество человека, которое необходимо воспитывать у наших детей с ранних лет. Оно состоит в уважении к людям, во внимательности, предупредительности, чуткости, отзывчивости и в постоянной готовности помочь им в затруднительных случаях. Вежливость человека проистекает из самых глубин его морального сознания и всего духовного облика, обусловленных природой общества.

В нашей стране издается много книг для детей разных возрастов. В них родители найдут немало эмоционального, интересного материала, в котором в доступной и занимательной форме разъясняются правила культурного поведения (Сказки и стихи С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Васек Трубачев и его товарищи» В. Осеевой, «Дядя Степа» С. Михалкова и др.).

Культура поведения детей находит свое выражение не только в поступках, но и в их речи. Вежливая речь – одно из непременных условий высокой культуры поведения человека. Посредством слова люди общаются друг с другом. Поэтому нельзя легкомысленно и небрежно обращаться со своей речью – мол, как сказал, так и ладно. «Слово не воробей – вылетит не поймаешь», – говорит народная пословица. И сила слова равноценна силе совершенного поступка (И. П. Павлов). Последствия слова нередко так же трудно исправить, как и последствия поступка.

Учащиеся не всегда внимательно следят за своей речью. Нередко можно услышать от них грубые слова, вроде: «Куда ты смылся?», «Эй, ты куда пошел?», «На кой он мне нужен!», «Что ты врешь!» Друг друга иногда зовут: «Ванька», «Манька», «Катька» и т. п. Вместо «да» говорят: «ага», «угу».

Десятиклассник Павел обратился к своему другу со следующим приветствием: «Эй, Петька, здорово, друг ситный!» В таком обращении есть оттенок презрения, неуважения. И поэтому Павел, приветствуя такими словами своего друга, по существу не уважает его.


Предыдущая глава: Навыки и привычки культурного поведения

Следующая глава: Народная вежливая речь


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта