|
Вежливость важное качество человекаОднако не все родители и не всегда стараются приучать своих детей к вежливости. На одном родительском собрании был рассказан такой случай. «Вошел я, – говорил один родитель, – в зал местного вокзала, где пассажиры ожидают поезд. Все места на скамьях были заняты. Мальчик лет одиннадцати поднялся и предложил мне занять его место. Но не успел он сделать это, как мать грубо одернула его за рукав и строгим, внушительным тоном приказа-зала: «Сиди! Ты маленький, а дядя большой, может постоять». Мальчик подчинился матери и снова сел, хотя в школе его учили уступать место старшим». Такие факты, к сожалению, не единичны, их приходится наблюдать ежедневно. В воспитании у учащихся вежливости и других моральных качеств должно быть обеспечено единство требований со стороны школы, учителей, родителей, скаутских организаций и всей общественности. Родители должны познакомиться с этими требованиями на классных и общешкольных родительских собраниях, в индивидуальных беседах с классными руководителями и учителями. В пункте 17 «Правил для учащихся» говорится, что учащийся обязан уважать родителей, помогать им заботиться о маленьких братьях и сестрах. Раскроем практический смысл этого правила вежливости. Уважать родителей – это значит беспрекословно выполнять их распоряжения, всячески помогать им, оберегать труд и отдых родителей – не шуметь, когда они занимаются или отдыхают, спрашивать у них разрешения и совета, прежде чем совершить тот или иной поступок, поскольку они имеют значительный жизненный опыт, быть ласковым и внимательным по отношению к отцу и матери. Вежливость детей по отношению к родителям приобретает форму почтительности. Она характеризуется подчеркнутым уважением и бережностью, с которыми дети обращаются к родителям. «И ежели вы вежливы, – поможете вы маме и помощь ей предложите без просьбы, то есть сами!» (С. Маршак.) Отца в семье нет. Он погиб на фронте в тяжелые годы Великой Отечественной войны. На попечении матери двое детей – Боря, 9 лет, и Анна, 12 лет. Мать Екатерина Ильинична работает в две смены и очень мало внимания может уделить семье. С вечера готовила обед. Анна разогревала его, кормила Борю и отправляла его и школу, топила печь, убирала комнату, готовила уроки. Все это Анна делала хорошо, как заправская домашняя хозяйка. – Ох, молодец же девочка у Екатерины Ильиничны!– говорили соседи. – Ведь ребенок еще, а как хорошо и умело все делает! Иная взрослая так не сумеет. Мать знала: на Анну можно положиться больше, чем на другого взрослого. Девочка выполняла все хозяйственные работы с увлечением, была трудолюбива, училась отлично, росла здоровой и жизнерадостной. Во всем советовалась с матерью. Помогая родителям, уважая их, старшим детям надо быть примером для младших братьев и сестер, заботиться о них, играть с ними, читать им книжки, ходить на прогулку, делать им игрушки, и тогда младшие будут уважать старших, между детьми установятся подлинно дружеские отношения. Таким образом, мы выяснили, что вежливость есть важное качество человека, которое необходимо воспитывать у наших детей с ранних лет. Оно состоит в уважении к людям, во внимательности, предупредительности, чуткости, отзывчивости и в постоянной готовности помочь им в затруднительных случаях. Вежливость человека проистекает из самых глубин его морального сознания и всего духовного облика, обусловленных природой общества. В нашей стране издается много книг для детей разных возрастов. В них родители найдут немало эмоционального, интересного материала, в котором в доступной и занимательной форме разъясняются правила культурного поведения (Сказки и стихи С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Васек Трубачев и его товарищи» В. Осеевой, «Дядя Степа» С. Михалкова и др.). Культура поведения детей находит свое выражение не только в поступках, но и в их речи. Вежливая речь – одно из непременных условий высокой культуры поведения человека. Посредством слова люди общаются друг с другом. Поэтому нельзя легкомысленно и небрежно обращаться со своей речью – мол, как сказал, так и ладно. «Слово не воробей – вылетит не поймаешь», – говорит народная пословица. И сила слова равноценна силе совершенного поступка (И. П. Павлов). Последствия слова нередко так же трудно исправить, как и последствия поступка. Учащиеся не всегда внимательно следят за своей речью. Нередко можно услышать от них грубые слова, вроде: «Куда ты смылся?», «Эй, ты куда пошел?», «На кой он мне нужен!», «Что ты врешь!» Друг друга иногда зовут: «Ванька», «Манька», «Катька» и т. п. Вместо «да» говорят: «ага», «угу». Десятиклассник Павел обратился к своему другу со следующим приветствием: «Эй, Петька, здорово, друг ситный!» В таком обращении есть оттенок презрения, неуважения. И поэтому Павел, приветствуя такими словами своего друга, по существу не уважает его.
Предыдущая глава:
Навыки и привычки культурного поведения
Следующая глава:
Народная вежливая речь |
На главную страницу сайта |
|