|
Семейные отношения отца и материОдним из пережитков старого быта является неправильное, нездоровое отношение к женщине; есть мужчины, которые способны ударить, оскорбить женщину в присутствии детей, способны бросить жену и детей в погоне за легкими развлечениями. Ненормальная обстановка в таких семьях отрицательно сказывается на характере и нравственных качествах детей. Особенно тяжело влияют на детей семейные раздоры, ссоры, приводящие в некоторых случаях к распаду семьи. У Алеши С. ушел из семьи отец, которым он так гордился, который часто посещал школу, выступал на родительских собраниях. Алеша не стал в результате ухода отца рассеянным, замкнутым. Напротив, он проявил кипучую энергию, только она была направлена на озорство. Алеша стал хулиганить, обижать товарищей, сквернословить, грубить учителям. Заметно изменилось его отношение к матери. Не в силах ответить на вопрос, «кто виноват», он стал недоверчив ко всем, даже к собственной матери. Одной из причин такого изменения поведения было то, что мать Алеши, когда из семьи ушел отец, проявила большую бестактность в отношении к ушедшему супругу, а вместе с тем и в отношении к сыну. В присутствии Алеши она стремилась охарактеризовать отца лишь с отрицательной стороны. Обвиняя мужа, она оправдывала себя во всем. Особенно больно становилось Алеше, когда мать плохо говорила об отце соседям. Алеша не мог примириться с несправедливыми упреками в адрес отца, а поэтому все его поведение, его отношение к окружающим, к матери явилось ответной реакцией на поведение самой матери, своеобразным выражением протеста против ее бестактного отношения к отцу. Даже в том случае, когда один из родителей оставляет семью, оставшийся должен постараться сохранить чистоту отношений ребенка к ушедшему родителю, если последний не является человеком морально-разложившимся. Реакция детей на распад семьи зависит не только от поведения оставшегося родителя, но также от возраста ребенка. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дети по-разному относятся к фактам распада семьи. Одной из характерных особенностей детей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность. И семейные раздоры воспринимаются детьми младшего возраста в первую очередь эмоциональной сферой, их большой впечатлительностью. Вместе с тем в силу недостаточного жизненного опыта, в силу слабости развития детского мышления дошкольники, а также и младшие школьники не могут разобраться в причинах семейных раздоров, не могут дать объективную оценку случившемуся. Поэтому у детей этого возраста очень часто развивается повышенная нервозность, у некоторых появляются черты истеричности, которые не скоро могут быть устранены. Учитывая психические особенности детей дошкольного возраста, а в значительной степени и младшего школьного возраста, родителям следует быть очень внимательными к организации своих взаимоотношений. В среднем и старшем школьном возрасте дети уже значительно глубже воспринимают раздоры родителей; они в состоянии дать оценку их поведения. Дети этого возраста часто испытывают чувство разлада между любовью к одному из родителем и пониманием его моральной неправоты, его нравственной нечистоплотности. И вот здесь начинается сложная и противоречивая борьба между разумом и чувствами; подросток или юноша углубляется в анализ этих противоречий, мучительно ищет из них выхода. Чаще всего дети находят выход в активной, полезной деятельности, в общественной работе. Они получают поддержку у близкого товарища или подруги, а очень часто – у опытного, чуткого педагога, который поддержит разумным советом, даст поручение, которое отвлечет ученика от тяжелых переживаний. Люся Б. – ученица VIII класса. Из семьи Люси ушел отец. Девочка очень болезненно это переживала. В школе она как-то сторонилась подруг, на вопросы учительницы отвечала невпопад, была рассеянной, после занятий спешила уйти домой. Люся любила своего отца, и уход из семьи любимого, близкого человека был для нее неожиданным. Мать Люси, понимая глубину переживаний девочки, объяснила ей, что отец Люси – хороший человек, но никогда не любил мать, что их супружество было ошибкой, а потому им лучше было разойтись. Матери удалось сохранить хорошее отношение дочери и к ушедшему отцу и к ней самой. Нашла поддержку Люся и у классного руководителя, учителя литературы. Нина Васильевна не высказала осуждения, когда Люся однажды не ответила на ее вопросы во время урока. После занятий она проводила девочку домой, побеседовала о ее жизни, много говорила о работе драмкружка. (Люся очень хорошо декламировала, и это учла Нина Васильевна.) Вскоре на очередном занятии кружка Люся была избрана ответственной за подготовку концерта художественной самодеятельности для подшефного сельхозпредприятия. Люся втянулась в общественную работу, что помогло ей легче пережить семейное горе.
Предыдущая глава:
Здоровый быт – важнейшее условие успешного воспитания детей в семье
Следующая глава:
Алкоголизм и пьянство родителей |
На главную страницу сайта |
|