|
Полезное чтение вслухОднако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Встречается много школьников, которые требуют «книгу потолще», читают на переменах, часто на уроках и дома за едой и в то время, когда следует готовить уроки. Они «проглатывают» десятки книг. Но когда побеседуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они очень мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Такое поверхностное чтение нельзя допускать, так как оно не столько полезно, сколько вредно. Ну, а как же отцу или матери научить своих детей читать вдумчиво и внимательно? В основном это задача школы, но без помощи родителей решить ее педагогический коллектив не всегда может. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей ученика. В семье следует организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге как в процессе чтения, так н после него, рассматривать и обсуждать иллюстрации, учить записывать краткое содержание прочитанного. Используя эти и другие формы руководства чтением детей в семье, родителям необходимо во всех случаях учитывать возрастные и индивидуальные возможности своих детей. Чтение вслух. Для детей очень полезно, когда проводится систематическое чтение вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может выразительно читать Такое чтение дает возможность лучше попять содержание, понять красоту языка произведения. Дети обратит внимание не только на отдельные эпизоды, но и с интересом прослушают описания природы, почувствуют ее красоту, в их поле зрения будут также и характеристики действующих лиц. При самостоятельном же чтении многое может остаться незамеченным. Читать вслух полезно, и нужно начинать эту работу с детьми с самого раннего возраста. Малыши охотно слушают чтение взрослых и легко запоминают стихи А. С. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова и других. Иногда дети уже давно знают текст наизусть, а все-таки просят еще раз прочитать вслух, при этом поправляют читающего, если тот сделал ошибку. Маленькие дети вместе с героями радуются, смеются, плачут, негодуют. Они живут их жизнью. Регулярное чтение вслух развивает речь дошкольника, увеличивает его кругозор, способствует нравственному воспитанию, является хорошей подготовкой к школе. Читать могут не только родители, но и старшие братья и сестры. Разумеется, для чтения надо уметь отбирать понятные, интересные и полезные книги. Чтение вслух нужно не только дошкольникам. Оно полезно и младшим школьникам и даже подросткам V–VII классов. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают читать лучше: приучаются пользоваться паузами, овладевают интонацией и т. п.
Предыдущая глава:
Роль домашнего чтения в обучении и воспитании детей
Следующая глава:
Обсуждение прочитанной книги |
На главную страницу сайта |
|