|
Замечания за совершенные поступкиВ некоторых случаях наиболее правильным и вполне достаточным является напоминание, в других – устное замечание даже за очень серьезный проступок, иногда же – за отдельный проступок нужно наложить строгое взыскание. Такой различный характер наказаний определяется разнообразием характеров, особенностей и уровня сознательности наших воспитанников. Поэтому к лучшим, наиболее дисциплинированным детям мы предъявляем более высокие требования, наказываем за малейший проступок. Мерой уважения к воспитаннику в нашей педагогике является мера нашей требовательности к нему. Чем больше мы уважаем ребенка, чем больше доверяем ему, тем больше требуем от него. Наиболее распространенная форма наказания детей – это замечание родителей или других членов семьи. Оно может быть выражено в виде порицания, указания на недопустимость нежелательных поступков или в виде серьезного предупреждения. Внушительно сделанное замечание часто вполне достаточное средство для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка. Нужно только это замечание сделать так, чтобы слово родителей дошло до сознания детей, а не превращалось в надоедливое повторение однообразных фраз, вроде: «тише, тише», «не шуми», «перестань» и т. д. При совершении более серьезных проступков можно сделать ребенку выговор. Например, мальчик или девочка обидели кого-либо, не выучили заданных уроков, вели себя плохо во дворе или на улице и т. д. В подобных случаях недостаточно ограничиться замечанием. Важно поговорить серьезно и строго, резче подчеркнуть отрицательную оценку недостойного поведения. Однако выговор или замечание со стороны родителей не должны принимать форму грубых окриков или ругани. Нельзя стоять над душой подростка, висеть над ним «коршуном», тормозя и сдерживая каждый его шаг и поступок: «Так ты смотри! Так ты не делай! Ты не ходи! В кино? Зачем в кино? К товарищу? Зачем к товарищу?» Итак, за все ругань и ругань! Тарелку копеечную разбил – ругань! Обещал прийти в девять часов, пришел в половине десятого – ругань! Чуть что провинился – ругань! Да не какая-нибудь, а чтоб пообидней да побольней: и идиот, и растяпа, и никудышный человек. А потом – слезы и самые жалостные слова: «И неблагодарный ты, и негодный ты, и заел ты мою жизнь, а я на тебя всю себя трачу, всю себя тебе отдаю». Не следует без конца пилить ребенка, ворчать на него по каждому поводу. Можно спокойно, но вместе с тем внушительным тоном указывать детям на недопустимость отрицательных поступков. Надо объяснить им, почему их поведение не удовлетворяет родителей, и .выразить при этом надежду на исправление. Подростки в особенности реагируют в большей степени на тон разговора, чем на слова. Резкий тон взрослых обычно вызывает у подростков упрямство, своеобразную «ершистость». Вот почему родители часто удивляются тому, что их слова не действуют на подростков.
Предыдущая глава:
Наказание от имени коллектива
Следующая глава:
Недопустимость некоторых наказаний |
На главную страницу сайта |
|