|
Воспитание уважения к людямУважение к людям проявляется во внимании к человеку, в заботе о его здоровье, об условиях его труда и отдыха, во внимательности и предупредительности, в умении понять душевное состояние человека и не задеть, не обидеть его неуместным словом, нетактичным поведением, в умении облегчить его горе. «Разделенное горе – полгоря, разделенная радость – две радости», – говорит народная пословица. Однажды мать трех детей Вера Петровна С. решила побеседовать с ними о внимательности и предупредительности к людям. Старшей дочери Людмиле было 14 лет, сыну Саше 12 лет и младшей сестре Кате 7 лет. «Слушайте задачу. В воскресенье утром мы с папой отправились за покупками, к нам пришел прямо с вокзала наш дядя Иван Петрович С., приехавший из Казани. Вы, конечно, приветливо его встретили, помогли ему раздеться, предложили стул. Скажите, что еще нужно сделать, чтобы проявить внимательность и предупредительность к гостю? Людмила. Я должна пригласить его покушать, предложить отдохнуть. М а м а. А перед тем, как пригласить его покушать, что обязательно нужно ему предложить, ведь он с дороги? Катя. Надо предложить ему умыться. Мама. Правильно. А как надо это сделать? Саша. Я скажу ему: «Не хотите ли умыться. Вот умывальник, мыло, пожалуйста» – налью воды в умывальник и приготовлю чистое, не бывшее в употреблении полотенце. Мама. Это очень хорошо! Но откуда мы знаем, что Ивану Петровичу нужно? Может, предложить ему включить радиоприемник? Катя. Мама, ведь он нее с дороги проголодался, устал, ему не до радио. Мама. Да, но дядя сам может попросить нас о том, что ему нужно. Зачем же нам гадать о том, что ему требуется? Людмила. Но ему неудобно самому об этом говорить. Возможно, он и не захочет беспокоить нас своими просьбами. Мы должны, мама, сами знать, что ему в его положении нужно. Мама. Правильно. А для этого надо уметь поставить себя на его место – это значит уметь войти в положение гостя». После этого мать поставила перед ними еще две-три задачи такого же характера. «У Симы, подруги Людмилы, заболела мама, имеющая на своем попечении четверых малых детей. Отца у них нет. Что бы ты, Людмила, и вы все стали делать, как бы проявили внимание к этой семье в постигшем их горе?» Эта и другая задачи были решены семьей также в процессе беседы. Идея не навязывалась матерью, последняя только умело подводила детей к правильному выводу: быть внимательным – это уметь войти в положение другого человека, определить, в чем он нуждается, каковы его потребности, и, предложив ему свои услуги, оказать ему помощь. Быть предупредительным – это своевременно предложить человеку свои услуги, не дожидаясь, когда он обратится к нам с просьбой. Важный признак предупредительности – своевременность проявления заботы и внимания к человеку в конкретных действиях. Встречаются еще такие люди, которые своим поведением свидетельствуют о неуважении к товарищам по работе, соседям по квартире и т. д., не считаясь с их удобствами, ведут себя некультурно. Это происходит главным образом потому, что в детские годы у таких людей не было воспитано уважительное отношение к людям труда, привычка культурного поведения. Наблюдения и опыт показывают, что развивать и формировать в детях чувство уважения к личному достоинству человека, воспитывать в них чуткое и заботливое отношение к окружающим необходимо с самых ранних лет жизни ребенка путем убеждения, примера, упражнения.
Предыдущая глава:
Внутренняя культура поведения школьника
Следующая глава:
Навыки уважительного отношения к людям |
На главную страницу сайта |
|