![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|
Внушить детям желание на самостоятельное преодоление трудностейОбязанность родителей – поддержать требования школы, проводить их в жизнь в семье, предоставить школьникам большую самостоятельность, чем это имело место в дошкольные годы. Вот что рассказывает К. В. Махова в «Записках матери» о Боепитании настойчивости у своей дочери: «Я была особенно требовательна к учебе. Приведу такой пример. У Бэлы не выходила задача; она, видимо, над ней долго билась, когда я подошла, она сидела и потихоньку плакала. – И тебе не стыдно, – говорю я ей, – плакать из-за такого пустяка. – Я уже больше часа решаю, и ничего не получается. Больше не могу, – сказала Бэла, продолжая плакать. Я взяла задачник, прочитала задачу, решила ее, но Бэле решения не показала. – Бэла, задача нетрудная, только нужно как следует подумать. Когда решишь, приди и покажи мне. Она снова стала решать. Не скажу, что мне не было жалко дочку: ведь так просто было показать ей решение задачи, но я знала, что она может ее сделать сама, и решила добиться этого. Наконец, - Бэла подошла ко мне с сияющим лицом, на котором слезы были перемешаны с чернильными пятнами. – Мама, все-таки задача вышла, – проговорила она. – Я же знала, что ты решишь, – сказала я, целуя дочку». Данный пример показывает, как важно родителям внушить детям уверенность в собственных силах, вызвать волевое усилие, направленное на самостоятельное преодоление трудностей. Усидчивость, настойчивость, упорство детей воспитываются в результате реальной борьбы с трудностями, особенно с трудностями в ученье и труде. Говоря о важности воспитания самостоятельности в школьные годы, необходимо отметить, что не всякую самостоятельность следует поощрять. Нередко дети, особенно часто подростки, учащиеся V–VII классов, проявляют «самостоятельность» в самовольном уходе с уроков, в курении, сквернословии, в употреблении спиртных напитков. И, к сожалению, некоторые родители поощряют такую «самостоятельность», угощают детей спиртными напитками, папиросами. Вред подобных ошибок в воспитании детей очевиден: сегодня ученик закурил папиросу, которой угостил его отец или товарищ, завтра он возьмет без разрешения деньги из сумочки матери, а послезавтра привычка курить, употреблять спиртное может толкнуть его на преступление – залезть в карман прохожему. Важно развивать и поощрять лишь полезную и настоящую, а не мнимую самостоятельность, когда подросток или юноша подделывается под взрослого, играет в своего рода «независимость» и свободу. К сожалению, на практике не всегда бывает все гладко. Нередки случаи, когда мать заправляет постель четырнадцатилетней девочки, стирает на нее белье, не желая «утруждать» дочь. Некоторые мамы провожают своих детей в школу вплоть до V–VI класса, встречают их из школы, а особенно усердные мамаши даже выполняют задания за детей. Спрашивается, вырастут ли наши дети волевыми, готовыми самостоятельно преодолевать трудности, если мы постоянно их опекаем, предупреждаем каждое их желание, удовлетворяем любую просьбу, боимся давать настоящие поручения. Безусловно, нет. В семьях, где с раннего возраста детей окружает трудовая обстановка, где трудятся не только взрослые, но и дети выполняют определенные трудовые поручения, где поощряется участие детей в общественной работе, в общественно полезном труде, у детей развивается волевое усилие, привычка самостоятельно преодолевать трудности, ибо воля развивается в борьбе с реальными трудностями в повседневной деятельности самого человека. Это требование особенно важно выполнять в каждой семье. Роль четкого и строгого режима в формировании волевых черт характера. Важную роль в упражнении волевого усилия в условиях семьи играет выполнение детьми режима дня, определенного распорядка занятий, работы и отдыха. Распределяя строго время работы и отдыха, приучая себя все делать в определенное время, ребенок вместе с тем воспитывает в себе важнейшие волевые черты характера: дисциплинированность, настойчивость, привычку доводить начатое дело до конца.
Предыдущая глава:
Стремление к самостоятельности
Следующая глава:
Самовоспитание волевых черт характера |
![]() |
На главную страницу сайта |
|