О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Что такое педагогический такт?

Педагогический такт означает умение найти наиболее близкий и правильный путь к чувству и сознанию ребенка и выбрать наиболее эффективные методы воздействия на личность воспитанника с учетом ее индивидуальных особенностей. В самом общем и простом своем определении педагогический такт есть не что иное, как хорошо развитое чувство меры (греческое слово «такт» в переводе означает «мера») ласковости и строгости, требовательности и доброты. Именно такое понимание педагогического такта находим мы у великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал, что в работе воспитателя должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, доброта без слабости, справедливость без придирчивости, ласковость без приторности, порядок без педантизма и главное, постоянная разумная деятельность».

Чувство педагогического такта является существеннейшей и органической частью педагогического мастерства, которым должен и вполне может овладеть каждый родитель. Вовремя сказанное вами слово осуждения или одобрения, веское и нужное именно в данный момент, верно найденная интонация голоса, соответствующее выражение лица, наконец, правильность жеста – все эти внешние формы проявления педагогического такта имеют немаловажное значение для успеха воспитательного воздействия на детей. Все это отнюдь не является «актерством», как думают некоторые родители. Наоборот, эти внешние формы проявления педагогического такта необходимы и полезны в деле воспитания.

Одним из важнейших элементов «педагогической техники», без которой нет ни педагогического мастерства, ни такта, является умелое воздействие словом на ребенка. Слово – это тончайший и вместе с тем сложнейший инструмент педагогической работы. Недаром мудрая китайская поговорка называет слово ключом, с помощью которого открываются человеческие сердца. Слово бесспорно обладает большой силой воспитательного воздействия, но если воспитание приобретает исключительно вербальный характер, то оно никогда не приводит к положительным результатам.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей и отличаются полным отсутствием педагогического такта, всегда чрезмерно переоценивают значение педагогических бесед.

Стремление некоторых родителей подменить сложный социальный процесс, каким является воспитание, индивидуальной домашней дрессировкой, а разнообразные методы педагогического воздействия – бесконечными словоизлияниями, при всех условиях может привести их только к неудаче: либо ребенок (это в лучшем случае) вырвется из домашнего застенка, либо он вырастет уродом.

Таким образом, вопросы педагогического такта органически связаны с основными принципами воспитательной системы вообще, с главными целями и принципами нашей семейной педагогики, в частности.

Поэтому никогда не следует забывать, что через каждое ваше педагогическое требование и действие непосредственно выражается требование нашего общества к молодому поколению.

Педагогический такт родителей складывается не только из их взаимоотношений в семье друг с другом и с детьми, но из всей их линии поведения в целом, прежде всего из их отношения к другим лицам. Эта линия поведения родителей оказывает на детей, в особенности на детей младшего возраста, в силу конкретно-образного характера их мышления и большой роли эмоций в их жизни, сильнейшее воспитательное воздействие. Линия поведения родителей может способствовать развитию и закреплению самых лучших черт человеческого характера у детей – чуткости и внимательности к людям, правдивости и честности, смелости и принципиальности, но может развивать в детях совершенно противоположные черты и качества.

Педагогический такт, следовательно, это не только те действия и слова, которые непосредственно связаны с воспитательным влиянием на личность ребенка, но это также и те отношения, тот стиль и тон наших поступков, действий и разговоров, который характеризует наше поведение в обществе, вне семьи и дома.

Мать четырехлетнего Сережи разговорилась в коридоре с соседкой по квартире. Сережа уловил одну совершенно определенную линию в их суждениях: Юлия Викторовна, из третьего этажа, где живет кот Тарзан, плохой человек и задирает нос. Сережа о чем-то вдруг задумывается, даже морщит лоб под натиском беспокойных мыслей, потом решительно поднимается наверх.

– Ты куда, Сереженька?

– Пойду посмотреть, как Юлия Викторовна нос задирает.

– Что за несносное создание! Сейчас же вернись!

Немного погодя по лестнице сходит вниз Юлия Викторовна.

Сережа с такой необычной внимательностью и с таким живым интересом рассматривает ее лицо, что она невольно спрашивает: «Ты что, Сереженька?» – «Ничего. Нечего нос задирать!» – грубо отвечает Сережа. Он-то знает теперь, какой плохой человек эта Юлия Викторовна.


Предыдущая глава: Деньги дети складывают в копилки

Следующая глава: Такт по отношению к учителям


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта