|
Средний школьный возрастСредний школьный возраст охватывает период от 11 до 14 лет. Иначе этот возраст называют подростковым, «переходным», так как он представляет собой как бы связующее звено между ребенком и юношей. По окончании начальной школы и в связи с переходом в V класс у ребенка значительно изменяется система отношений со взрослыми и со сверстниками. Процесс ученья осложняется и требует от ребенка преодоления новых препятствий. Совершенно ложной является точка зрения западных психологов, согласно которой подростковый возраст обязательно характеризуется своеобразным «анархизмом», сопротивляемостью воспитанию, нервозностью, грубостью. Ложны всякие попытки западных психологов рассматривать подростковый возраст как период «тяжелого кризиса», вызываемого половым созреванием. Эти «особенности» подросткового возраста нельзя понять в отрыве от социально-исторических условий жизни в современном западном обществе. Здесь особое место в деле развращения подростков занимают, например, «комиксы», что в переводе означает комические книги. Однако вряд ли здравомыслящий человек может назвать комическими книги, в которых повествуется о поджогах, пытках и убийствах. Это своего рода книжки-учебники бандитизма. К чему приводит чтение таких «комических» книг, можно судить по следующему факту. Так, в городе Чикаго судили 14-летнего мальчика, который убил своего товарища. На суде защитник сказал судьям: «Я прошу вас принять во внимание тот факт, что этот ребенок уже ряд лет читает все «комиксы», которые ему удается купить. Вы судите этого несчастного мальчика, но рядом с ним я не вижу издателей этих ужасных книг». Мальчика приговорили к 22 годам тюрьмы. Такую же роль в развитии у американских подростков стремления сражаться и убивать, нездорового полового интереса играют американские кинобоевики и специальные передачи по телевидению. В уродливой среде западного общества, естественно, у подростков половое созревание является источником разного рода нездоровых переживаний. Буржуазная пресса нередко публикует сообщения о преступлениях подростков, о случаях самоубийства, совершаемых на половой почве. Условия жизни и наша система воспитания, проникнутая высокими прогрессивными идеалами, построенная на подлинном гуманном отношении к личному достоинству детей, во многом предупреждают те отрицательные явления в поведении подростков, которые характерны для западного общества. Но, конечно, известные трудности в воспитании подростков имеются и у нас. Трудности эти определяются некоторыми особенностями подросткового возраста. Подросток как по условиям своего образования и воспитания, так и по своим психологическим чертам более сложен и противоречив, чем дети младшего школьного возраста. Он может удивить взрослых вдумчивостью своих суждений и в то же время неожиданно проявлять детскую наивность и непосредственность. Поэтому приемы воспитания, вполне обычные в отношении младших школьников, часто оказываются совсем непригодными для подростков. Ученики начальной школы не возражают против ласкового обращения, когда их называют «маленькими», детьми, а подростки к подобному обращению с ними относятся отрицательно. Что характерно для подростка? Прежде всего стремление казаться взрослым и самостоятельным. Отсюда боязнь показать себя «маленьким» в глазах окружающих, несколько болезненное самолюбие и обидчивость. Знания, накопленные к этому возрасту подростком, и уже некоторый (хотя и небольшой) жизненный опыт вызывают потребность иметь собственные суждения по тому или иному вопросу, а не только полагаться на авторитет старших. Развивается критическое отношение к окружающему, склонность к спорам и возражениям. Значит, в этом возрасте необходимо отказаться от излюбленного приема некоторых родителей – давать безапелляционные распоряжения. На родительском собрании, делясь своим опытом, мать ученика VI класса говорила: «Очень трудно было в V классе перейти от принятого «беспрекословного» тона, какой был у меня с сыном, когда он учился в начальной школе, к более тактичному и мягкому. Основная причина успеха моей воспитательной работы, как мне кажется, прежде всего состоит в том, что я стараюсь меньше ворчать, не читаю нотаций. Если бываю им недовольна, говорю ему об этом прямо, спокойно, но даю понять, что его поведение меня огорчает. Не заставляю его делать только по-моему на основе своей родительской власти, считаюсь с его желанием быть самостоятельным, иметь свои суждения».
Предыдущая глава:
Научить ребенка слушать
Следующая глава:
Физическое и психическое развитие подростка |
На главную страницу сайта |
|