|
Преодоление негативизма и упрямстваРодители иногда неправильно принимают упрямство за проявление настойчивости – важной волевой черты характера – и тем самым поощряют развитие упрямства; иногда, наоборот, настойчивость принимают за упрямство и тем самым тормозят развитие этой положительной черты характера у детей. Чтобы не происходили такие ошибки в воспитании, родители должны ясно представлять себе разницу между настойчивостью й упрямством. Если настойчивость представляет собой способность человека целенаправленно преодолевать трудности на пути к сознательно поставленной положительной и полезной цели, то упрямство представляет собой частный случай негативизма и не предполагает наличия у человека разумной цели. Действия упрямого человека бесполезны, бессмысленны, а порой и вредны. Особенно тяжелым последствием грубых ошибок воспитания является негативизм – одна из самых неприятных форм проявления упрямства. Чаще всего негативизм встречается у подростков. Подросток стремится к самостоятельности, потребность в которой, как мы уже отмечали в главе об учете возрастных особенностей, в этом возрасте увеличивается, но не всегда это стремление находит правильное выражение, а родители часто допускают грубые ошибки в воспитании подростков, что приводит к негативизму. Неуважение к личности подростков, порой принимающее грубые формы, насмешливое отношение к их «взрослости» являются первой причиной появления негативизма у детей. Иногда родители обижают подростка, вызывают с его стороны негативизм своими излишними заботами и чрезмерным проявлением любви, нежности. Подросток видит в таком отношении к себе ограничение своей самостоятельности, отрицание его «взрослости». В ответ на это появляются замкнутость, а нередко и грубость, появляется стремление делать все наперекор требованиям взрослых, т. е. негативизм. Формы проявления любви и заботы должны изменяться в зависимости от возраста детей. Подростки, как правило, дорожат своей самодеятельностью, и с этим нельзя не считаться. Нередко родителям приходится сталкиваться с такими недостатками характера", как нерешительность и неуверенность в своих силах, недооценка своих возможностей. Одна из причин этого недостатка заключается в излишней опеке со стороны родителей. Часто родители с самого раннего возраста, как мы уже отмечали, лишают ребенка всякой самостоятельности, опекая детей вплоть до юношеских лет. В конце концов это приводит детей к полной беспомощности, ребенок становится неспособным без помощи и. участия взрослых предпринимать какие-либо действия. Очутившись по каким-либо причинам в трудных обстоятельствах, без прямой поддержки взрослых, дети теряются, появляется чувство неуверенности, беспомощности, недооценка своих сил и возможностей, особенно когда их постигают неудачи в учебе. По этой причине дети начинают считать, что они хуже других, хотя в действительности это, может быть, далеко не так. Долг родителей состоит в том, чтобы убедить детей, что они совсем не хуже других, что они могут хорошо выполнить каждое учебное задание или общественное поручение, если только постараются. Между тем многие родители проявляют бестактность в отношении к детям, что нередко приводит к конфликтам между родителями и детьми, наносит вред делу воспитания у них волевых черт характера.
Предыдущая глава:
Педагогические требования к воспитанию волевых черт характера у детей
Следующая глава:
Воспитание дисциплинированности в детях |
На главную страницу сайта |
|