|
Требование выполнения обязанностей ребёнкаДля воспитания дисциплинированности подростка особенно большое значение имеет выполнение поручений, которые требуют систематического и повседневного внимания к их выполнению. Воспитательная роль поручений значительно повышается при сочетании убеждения с приучением, которое выражается в том, что при поручении ребенку какого-либо дела необходимо, во-первых, добиться того, чтобы он ясно понял смысл и значение задания, и, во-вторых, чтобы он повторил его и сказал, как и когда оно будет выполнено. Определение задания во времени, в точных сроках, имеет большое дисциплинирующее значение. Решающим в процессе упражнения школьников в навыках высокой дисциплинированности является умелое использование разнообразных форм требований с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не обладают зрелым сознанием и волей и поэтому неспособны еще в полной мере сознательно и самостоятельно контролировать свое поведение. У них еще только формируются умения и привычки соблюдать установленные порядки, нести определенные обязанности, поэтому для них особенно важны твердые требования и руководство со стороны взрослых. Однако требовательность отнюдь не сводится только к запрещениям, пресечениям, наказаниям, хотя все это занимает свое важное место в деле воспитания дисциплины. Дисциплинирование осуществляется главным образом через планомерное и гибкое управление детской активностью и определенной деятельностью. Здесь требование выступает и как побудитель детской активности и как тормоз ее. Сам ребенок на опыте убеждается, как неразрывно успех его деятельности связан с. подчинением требованию. И это ускоряет превращение требования в потребность самого ребенка. Чем больше мы требуем и чем наши требования разумнее и справедливее, тем больше дети стараются выполнить необходимые нормы и правила поведения. Однако необходимо помнить, что одна лишь высокая требовательность, строгость не способны и привести к положительным результатам. Как мы уже говорили в главах «Цели и основные принципы прогрессивного воспитания детей», «Педагогический такт», родительская строгость лишь тогда может помочь делу воспитания, когда она сочетается с уважением к ребенку. Последнее находит свое выражение в том интересе и внимании, которые проявляют родители к жизни детей, к их делам, стремлениям и планам. Равенство прав и обязанностей матери и отца в воспитании своего ребенка не исключает известного различия между ними как воспитателями, не исключает своеобразия в самой форме осуществления ими этих прав и обязанностей. Мать обычно больше общается с ребенком и поэтому она практически ближе к его повседневным нуждам, заботам, радостям, переживаниям. Отец в большинстве случаев имеет меньше возможности общаться с ребенком, но именно поэтому надо, чтобы каждое такое общение было глубоко содержательным, оставляло заметный след в детском сознании. Дети чувствуют себя очень счастливыми, когда видят, что отец серьезно, искренне интересуется их жизнью, переживаниями, успехами и неудачами, когда ощущают его готовность помочь им во всех затруднениях, когда видят в лице отца внимательного и чуткого друга. Иногда родители обладают достаточно волевыми качествами, требовательностью, однако терпят неудачу в попытках воспитать дисциплинированность у своих детей. Это происходит по ряду причин. Очень часто родители непоследовательны в своих требованиях. – Бывает, – рассказывает Е. Н., мать двух сыновей, учеников III и VI классов, – я пригрожу чем-либо ребятам, а они знают, что угрозу свою я не исполню, прикажу им что-либо сделать, а потом сама не вспомню об этом. Разрешала им долго гулять во дворе, не всегда проверяла выполнение домашних заданий. Думала: «Подрастут–поймут». По мере их роста дисциплина становилась все хуже. Все чаще стали в школу вызывать, я поняла, что дело в непостоянстве моих требований, и изменила свое поведение. Ребята сразу почувствовали, что я настойчиво добиваюсь выполнения каждого требования. В большинстве случаев бывает достаточно просто выразить единые, решительные, не ломающиеся и не гнущиеся требования, чтобы дети все послушались и выполнили то, чего вы добиваетесь от них.
Предыдущая глава:
Упражнение как метод воспитания дисциплинированности и организованности у детей
Следующая глава:
Дисциплина и режим |
На главную страницу сайта |
|