|
Основное внимание на взаимоотношения с детским коллективомПсихическая сфера учеников младшего возраста характеризуется слабым развитием воли, неустойчивостью внимания, у них не хватает терпения, выдержки, настойчивости. Внимание их часто задерживается только на предметах интересных, новых. Но внимание развивается постоянно и требует специальных упражнений. Поэтому так важно в связи с этим давать детям больше поручений, заданий. Например, купить в магазине столько-то того-то и затем проверить. Однако не нужно злоупотреблять специальными искусственными приемами, так как в учебном процессе достаточно материала для упражнения внимания. Родителям важно знать, что внимание обусловлено значимостью для ребенка выполняемой им работы. Сосредоточенность внимания во многом зависит от потребностей и интересов детей. Очень важно, чтобы в каждом деле, учебном задании, которым занимается младший школьник, родители и педагоги помогли ему увидеть самое существенное и привлекательное, что более всего соответствует запросам детей данного возраста. Младшие школьники любят подражать, фантазировать. Им присуще стремление к своеобразному «разыгрыванию» всего, что происходит вокруг. Ученики I–II классов чаще всего в своих играх подражают паровозу, поведению зверей, птиц, а учащиеся III–IV классов стараются перенести действие из кинофильма и прочитанной книги в повседневную жизнь. Это здоровое желание «разыгрывать» окружающие их события и явления, столь характерные для данного возраста, необходимо родителям использовать для того, чтобы ребята в игре, отображая действительность, наиболее полно познавали ее. Многое в этом возрасте может проводиться в виде занимательной игры. Однако родителям необходимо строго следить за выполнением режима младшими школьникам за посещением ими кино и участием детей в различных играх, чтобы все было в меру и соответствовало их возрастным возможностям. У детей 7–11 лет очень большая восприимчивость, неуравновешенность нервной системы, поэтому чрезмерно частое посещение кино или длительное участие в шумных коллективных играх вызывает нервное переутомление и излишнее возбуждение у ребенка. Нарушается его сон, он часто вскрикивает ночью, как бы заново переживая все то, что было днем. Постепенно семилетние дети привыкают друг к другу, становятся более общительны. Решающее значение имеет их совместная коллективная деятельность. Но к работе в коллективе их необходимо приучать. Нередко наблюдается у детей этого возраста равнодушие и безразличие к радостям и огорчениям своего товарища, к жизни своего класса. Поэтому очень важно родителям обращать внимание на те новые взаимоотношения с детским коллективом, с товарищами, которые возникают у ребенка при поступлении в школу. Дома или в детском саду, когда ребенок уставал играть, он мог отдохнуть, ему надоело с кем-нибудь играть вместе, он мог поиграть с другим. Теперь его деятельность становится все время в зависимость от деятельности коллектива. Митя захотел кушать и вытащил из сумки завтрак, ему говорят: «Нельзя, еще урок не кончился». – Митя! Ты плохо подготовил урок, и мы из-за тебя потеряли много времени, – говорит учительница. – Нина! Тебе уже пора в школу, опоздаешь на урок и помешаешь учительнице и товарищам заниматься. – Валя, отнеси этот, цветок в школу, пусть будет ваш класс красивее, – говорит мать дочке первокласснице. Мы должны обучать детей в семье тому, чтобы они чувствовали себя членами коллектива. Нужно уже с первого класса обращать внимание на зависимость между деятельностью ребенка и успехами всего детского коллектива. К сожалению, не все еще родители понимают это, и у ребенка начинает проявляться в раннем возрасте чувство «моего»: «Это мое!», «Мои игрушки!», «Мой мяч!», «Не дам!» Иная мать, провожая сына в школу, говорит: – Смотри, никому не давай свою книжку! На всех не напасешься... В школе этот мальчик, отодвигая от товарища чернильницу, заявляет: «Моя, не макай в нее»; или поднимает руку и говорит учительнице: «Мария Ивановна, а Коля взял мою резинку». Правильно поступают те родители, которые постоянно подчеркивают детям, что необходимо делиться с товарищами, помогать им и давать для пользования свои вещи. Поэтому необходимо, чтобы родители интересовались успехами не только своих детей, но и их товарищей по классу, правильно организовывали их дружбу. Если ребенок менее общителен, то следует привлекать к нему в товарищи более подвижных, общительных детей. В процессе повседневной совместной деятельности дети сближаются, привыкают, жить дружно, помогают друг другу. Привыкая жить в коллективе, ребенок становится все более самостоятельным. Он не любит, когда с ним взрослые разговаривают, «как с маленьким», излишне ласковым тоном, потому что чувствует при этом неуважение к себе, невыносимую для себя снисходительность.
Предыдущая глава:
Младший школьный возраст
Следующая глава:
Научить ребенка слушать |
На главную страницу сайта |
|