|
Роль домашнего чтения в обучении и воспитании детейЗначение хорошей книги в жизни человека велико. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать достоинство человека и правильней оценивать самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к родине, к человеку-труженику. Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особенно велико значение литературы для детей. Дети и подростки только вступают в жизнь, у них нет еще жизненного опыта. В книгах же они найдут ответы на многие интересующие их вопросы. Внеклассное чтение обогащает знаниями, развивает познавательные способности детей и помогает формированию у них высоких идеалов и морально-волевых, качеств. О значении книги для человека писал М. Горький: «Любите книгу–источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великого труда». Дети любят читать. Ценные в идейном и художественном отношении книги имеют образовательное и воспитательное значение. Правительство и правительство своими постановлениями по идеологическим вопросам не раз подчеркивали огромную роль литературы в воспитании молодежи. Русская классическая литература, как и русская классическая музыка, отличается народностью и правдивостью. Сотни и более лет пройдет, а новые поколения всегда будут с наслаждением и большой пользой для себя читать произведения Горького, Некрасова, Пушкина, Л. Н. Толстого и других, потому что в них раскрыта духовная красота и могучая сила народная. Однако, для того чтобы полнее использовать литературу в воспитании детей, необходимо целенаправленно руководить внеклассным чтением. Как организовать руководство чтением детей в семье, с чего начинать? В первую очередь родителям надо познакомиться с детской, подростковой и юношеской литературой. Необходимо хорошо знать также и те произведения XIX и начала XX века и отдельные произведения мировой литературы, которые могут оказать положительное влияние на моральное и эстетическое развитие детей того или иного возраста. Ориентироваться в детской литературе родителям помогут списки книг для самостоятельного внеклассного чтения, имеющиеся в программах для начальной школы и в программах по русскому языку и литературному чтению для V–VII классов и VIII–X классов. Подобные списки имеются также в детских и общих библиотеках. Должен иметь их и каждый школьник. Родителям необходимо всячески содействовать чтению детей, контролировать своевременное прочитывание рекомендованных учителями книг для внеклассного чтения как по литературе, так и по другим учебным предметам. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы у детей постоянно имелась литература для чтения. Полезно создавать в семье личную библиотеку школьника, постепенно пополняя ее. Организацию таких библиотечек надо начинать еще в дошкольный период жизни ребенка. При покупке новой литературы следует учитывать детские интересы, советоваться с учителями. Начиная с IV класса необходимо приучать школьника вести каталог своей библиотечки, желательно по карточкам, как в настоящей большой библиотеке. Образец подобных карточек можно взять у любого библиотекаря. Он же расскажет и покажет, как надо их заполнять и располагать в специальном ящичке по отделам. Необходимо поддерживать связь с библиотеками, уже со II класса полезно записать ребенка в одну из них, конечно, детскую, а затем время от времени заглядывать в нее, беседовать с библиотекарем о системе чтения своего ребенка, просматривать его читательский формуляр, который поможет выяснить картину чтения школьника.
Предыдущая глава:
Основные условия участия родителей
Следующая глава:
Полезное чтение вслух |
На главную страницу сайта |
|