|
Участие школьника в активном производственном трудеУчащиеся VIII–X классов, обучаясь в течение довольно продолжительного времени, уже проявляют избирательное отношение к учебным предметам и преподавателям. В связи с этим соответственно формирующимся интересам намечаются учащиеся – «литераторы», «историки»; «биологи», «физики», «математики». Многие в этом возрасте пробуют свои силы в литературном творчестве (стихи, рассказы, очерки), в области живописи, драматического искусства, музыки, а также и в определенных областях научных знаний и техники, активно участвуя в различного рода предметных и технических, творческих и самодеятельных кружках. Для старшеклассников вопросы умственного труда и его организации, вопросы самостоятельной работы становятся острыми и актуальными. Учащиеся VIII–IX и в особенности десятых классов предъявляют повышенные требования к школе, к учителю: «Школа должна нас учить учиться». Поступающие на фабрики, заводы, в высшие учебные заведения предъявляют претензии к школе в том, что она не научила их самостоятельно работать, или, наоборот, выражают благодарность учителям за привитые положительные качества и умения. Один выпускник пишет в письме к директору школы: «Я вечно буду благодарен Александре Сергеевне за то, что она научила меня работать над самим собой, трудиться самому, не надеяться на других, на подсказки, на шпаргалки. Ей я обязан тем, что научился еще на школьной скамье самостоятельно мыслить и работать, преодолевать трудности учебной работы». В старшем школьном возрасте формируется моральная и общественная зрелость юноши. Принадлежность к скауту, рост общественной активности, формирование общественного мнения, усиление роли коллектив, складывающаяся система знаний содействуют выработке у юношей ярко выраженной идейной направленности. Перед юношей встает ряд вопросов, связанных с приобретением навыков и умений организационной работы в жизни, с шефством над скаутами. Все это в значительной степени помогает не только выработке организационных навыков, но имеет большое значение и для самовоспитания ребят-старшеклассников. Огромное значение в развитии старшеклассников имеет участие школьника в активном производственном труде путем прохождения производственной практики в школьных мастерских и на предприятиях и работы в сельских бригадах. Занятия физическим трудом служат полезной формой отдыха после умственной работы и активно содействуют общему развитию юноши и девушки. Работа в цехе или РТС – отличная школа для юноши и девушки. Прежде отвлеченные для них понятия – коллективизм, трудовая дисциплина, рабочая честь – теперь становятся им по-настоящему близкими, поскольку практически осуществляются в их жизни и труде. Одно дело, например, речь наставника, пусть самая пламенная, об уважении к людям труда. Другое дело это уважение, испытанное самим школьником, представление, подкрепленное личными переживаниями. Три года производственной практики, проведенные на предприятии, на фабрике и в сельхозпредприятиях, позволяют воспитать у учащихся потребность в труде и привычку к трудовому усилию, создадут юношам и девушкам благоприятные условия для сознательного выбора любой из индустриальных или крестьянско-хозяйственных специальностей. Важно, что этот выбор будет основан на личном опыте, а не на случайных наблюдениях и впечатлениях от коротких экскурсий, торжественных встреч, которыми во многих школах долгое время ограничивали связь теории с практикой, с производством. В старшем школьном возрасте решается один из сложнейших жизненных вопросов: кем быть?
Предыдущая глава:
Развитие школьника старших классов
Следующая глава:
Отношения юношей и девушек |
На главную страницу сайта |
|