|
Подготовка детей к школеЕще задолго до поступления ребенка в школу многие родители готовят его к предстоящему обучению, воспитывая у него ряд положительных навыков и привычек, необходимых для ученья, формируют серьезное отношение к предстоящим учебным занятиям. Под таким положительным воздействием родителей у дошкольников появляются желание и стремление поскорее поступить учиться в школу, которую дети уже успели полюбить. Поступление в школу – большое событие в жизни детей и родителей, к нему готовятся те и другие, но готовятся к нему в разных семьях неодинаково. Это легко можно заметить по поведению детей в школе в самые первые дни. Некоторые из них самостоятельны, аккуратны, другие – неумелые, беспомощные, не следят за своим внешним видом, небрежно обращаются с учебными пособиями и учебниками. Часть малышей быстро сближается с детским коллективом и учителями, чувствует себя хорошо, другие – сторонятся товарищей, стремятся уединиться. Одни сидят на уроках спокойно, внимательны к объяснениям учителя, другие – непоседы, вскакивают с места, перебивают речь учителя. Спрашивается, отчего это зависит? Это зависит прежде всего от характера предшествующего воспитания. Родителям необходимо провести очень серьезную воспитательную работу с самим ребенком перед тем, как ему предстоит сесть впервые за школьную парту. Опыт показывает, что большинство детей с охотой идет в школу «задачки решать», «книжки читать». Они твердо намерены учиться «хорошо», «слушаться учителя». Все это складывается у малышей под благотворным влиянием семьи или детского сада. Но одного желания учиться хорошо недостаточно. В практике встречаются факты невыполнения отдельными детьми требований родителя или нарушения ими школьных правил вследствие неумения управлять своим поведением, незнания, как выполнить данное требование родителя. Отцу и матери надо правильно отнестись к такого рода нарушениям дисциплины. Здесь нет нежелания или злого умысла. Очень важно не наводить детей даже на мысль о том, что можно сознательно не выполнять требований родителей. К таким поступкам детей надо относиться как к результату их неумелости и заставлять их научиться правильно вести себя. К семи годам у ребенка должен быть развит ряд способностей, навыков и привычек, необходимых для начинающего школьника. Еще в XVII веке в Чехословакии великий славянский педагог Я. А. Коменский справедливо считал, что в дошкольный период должны быть заложены основы физического, нравственного и умственного развития детей. Им была составлена интересная и своеобразная программа воспитания детей до школы. Например, в области умственного развития Коменский считал, что в первые шесть лет жизни ребенок в области физики должен узнать, что такое огонь, воздух, вода и земля, и научиться называть дождь, снег, свинец, лед, железо и т. д.; в области астрономии должен различать солнце, луну и звезды; в области географии – место, где он родился и где он живет: деревню, город. Кроме того, он должен знать, что такое час, день, неделя, месяц, год, что такое весна, лето, где правая и левая сторона, верх и низ, перед и зад, далеко и близко. Коменский хотел, чтобы ребенок запомнил, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году. Он стремился не только научить детей «знать», но также «действовать и говорить». При помощи игры в рисование и письмо он советует развивать у детей руку, используя для этой цели мел или уголь и т. д. Коменский считал, что родители должны заблаговременно возбудить у ребенка любовь и интерес к школе, в которой ему предстоит учиться, высоко поднять в его глазах авторитет его будущего учителя. С этой целью он советует родителям разъяснять детям, какое это прекрасное дело – посещать школу и в ней учиться, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий. Процесс подготовки ребенка к школе не совершается сам собой, он определяется и направляется воспитанием, которое может либо ускорить, либо затормозить развитие у ребенка тех или иных способностей и качеств, необходимых для обучения.
Предыдущая глава:
Ученье – серьезный и ответственный труд школьника
Следующая глава:
Помощь родителей в развитии ребенка |
На главную страницу сайта |
|