|
Процесс самовоспитания подросткаДругая ошибка родителей выражается в том, что они переоценивают силы подростка, воспитывают у него самомнение и излишнюю самоуверенность. Николай К., ученик VII класса, один из самых неуспевающих учеников в классе. У него постоянные «двойки» по письменным работам: по русскому языку, алгебре, геометрии, плохие оценки по немецкому языку и часто по физике и химии. Домашние задания он выполняет очень плохо. Когда мы как-то зашли к нему домой, он «бездельничал», хотя было 7 часов вечера, и уроки не были еще приготовлены. При разговоре с родителями выяснилось, что занимается он очень мало, не больше часа в день, да и то поминутно отвлекается. Родители считают его очень способным, но ленивым. Эту мысль они внушили и сыну. Такая позиция родителей очень вредна, так как ребенок гордится этим мнением о себе и сам считает себя очень умным. Он считает нужным поддерживать о себе такое мнение и ничего не делать. Подростки проявляют расхлябанность, нарушают дисциплину обычно в тех случаях, когда они не чувствуют проявления силы воли, твердости характера со стороны своих родителей. Родителям очень важно помнить, что многопредметность преподавания, наличие большого количества учителей изменяет также и отношение ученика к взрослым вообще. Подросток имеет возможность сравнивать отношение отдельных учителей к работе, к учащимся, он уже начинает почему-либо, симпатизировать одному учителю, без должного интереса и уважения относиться к другому. В процессе этих сравнений, возникающих симпатий и антипатий у подростка формируются взгляды и суждения о поступках, характерах и поведении взрослых людей. Именно от родителей во многом зависит, насколько правильным будет отношение подростка к учителю. Родители должны объяснить школьнику особенности и трудности работы учителя и необходимость глубокого уважения к его благородному труду. Все это должно быть сделано тактично, поскольку подросток чувствует себя уже взрослым и не всегда хочет признавать авторитет старших. Очень важно еще отметить, что впервые ребенок задумывается и над тем, каков он сам: хороший или плохой. Подросток постепенно начинает ощущать себя как личность, у него впервые появляется самосознание, самооценка своего поведения в связи с тем, что он вступает в разнообразные взаимоотношения с различными людьми. За период обучения в I–IV классах школьник привык к той характеристике, которую ему давала его учительница. Теперь же много учителей и каждый оценивает ученика на основе своих наблюдений за ним и во многом определяет свое отношение к нему на основании его знаний по данному предмету. На одном уроке его спросил учитель и сказал «молодец», а на другом уроке учитель заявляет: «Я тебе ставлю «двойку». Почему не выучил урок?» Развитие самосознания, самооценки своего поведения повышает стремление подростка к самостоятельности, он испытывает потребность иметь свои собственные взгляды и суждения. Все это побуждает подростка резко протестовать против открытых форм опеки и контроля старших, критически относиться к их требованиям, отстаивать свое право на самостоятельность. Необходимо умело направлять это стремление ребенка к самостоятельности, учитывать, что у подростка происходит рост сознательности в отношении к собственным поступкам – подросток ищет пути самовоспитания: 1) он проверяет свои силы (могу ли я совершить мужественный поступок), 2) он проявляет заботу о своей личной жизни (самодисциплина), заставляя себя выполнить не желаемое действие, 3) он стремится подражать избранным образцам. Однако этот процесс самовоспитания в подростковом возрасте крайне труден и противоречив. Его стремление к самоорганизации сопровождается часто бурной борьбой мотивов, где верх берут мотивы отрицательного порядка. Например, ученик идет в кино, вместо того чтобы готовить уроки. Его стремления подражать «идеалу» проявляются во внешних, иногда неудачных формах поведения: ходить особым образом, говорить, подражая своему «идеалу», и т. д. Элементы самовоспитания (упражнение воли, мужества) часто выражаются в простом позёрстве (чтобы закалить волю, мальчики прибегают к средствам, наносящим вред здоровью, – режут руку бритвой, дают кровью клятву), чтобы быть мужественным, подростки сознательно ставят себя в опасные положения (Володя Дубинин, например, бросился с кручи в глубокое место, не умея плавать), лихачество у подростков порой принимается за храбрость.
Предыдущая глава:
Правильное восприятие поступков окружающих
Следующая глава:
Участие в общественно полезной деятельности |
На главную страницу сайта |
|