|
Сила чувства в воспитании единства словаВызывая разнообразные эмоции у детей, мы преодолеваем у них равнодушие к нашим замечаниям, советам и указаниям о необходимости претворять свои слова в дела, убеждения в поведении. Можно и нужно воздействовать на чувства ребенка при воспитании у него единства слова и дела путем направления его внимания на чувства и переживания другого человека. Ваня, пяти лет, обещал дать своему трехлетнему брату Васе дудочку, которую он сделал с помощью отца. Но вот пришло условленное время отдать игрушку Васе, а Ваня вдруг отдавать не захотел, проявил жадность, эгоизм. Вася заплакал, сквозь слезы упрекал брата: «Обещал, а сам не даешь!» Вмешалась мать: «Ваня, видишь, Вася огорчен, ему больно и обидно. Раз обещал – надо дать. Что обещаешь, надо всегда выполнить. А если бы тебе не дала сестра Мария книжку, которую ты у нее вчера просил, ведь тогда и тебе было бы неприятно». У Вани под влиянием переживания Васи и слов матери возникли одновременно два чувства: стыд и жалость. Под воздействием их он, отдавая дудочку Васе, ласково сказал: «На, возьми». О чем говорит этот факт? Он говорит нам о том, что слово Вани, данное им Васе и не подкрепленное чувствами, оказалось недейственным, и Ваня был уже готов его не выполнить, но это же его слово, подкрепленное возникшими у Вани чувствами стыдом и жалостью, заставило его действовать и немедля выполнить свое слово. Таким образом, сила чувства в воспитании единства слова и дела у детей всех возрастов имеет большое значение. При воздействии на эмоциональную сферу ребенка родители иногда допускают ошибки: формируют у них антиобщественные чувства, которые способствуют расхождению у них между словом и делом. Ученик V класса Миша В. не дал своему однокласснику Ване К. резинку, которую тот у него просил на уроке рисования. Дома Миша рассказал маме, что Ваня «все просит» и что он не дал ему сегодня резинку. Мать, вместо того чтобы осудить неправильный поступок сына, одобрила его, сказав: «Правильно сделал. Нечего давать другим. Для себя береги». У Миши получилось раздвоение: он увидел, что мать одобряет его, хотя учительница в школе воспитывает его по-другому. Подобное положение, если оно будет часто повторяться, может привести к серьезному разрыву между возвышенными понятиями о товариществе и взаимопомощи, которые формируются у ребенка в школе, и его поведением в кругу товарищей и дома. Так школьник может научиться произносить слова для прикрытия своих истинных намерений и помыслов. Необходимо отметить также большое значение эмоциональной окраски речи родителей в общении с детьми. Чувства и переживания родителей, отраженные в словах, обращенных к детям, зажигают в их душе такой же ответный огонь и заставляют действовать. Наоборот, равнодушие и безразличие, порой звучащие в словах родителей, порождают у детей такое же отношение к заданиям и делам, которые им поручаются. Не может зажечь пламя в душе другого человека тот, у кого нет пламени в собственной душе. Это в особенности относится к воспитанию у детей такого качества, как сохранять единство слова и дела, что предполагает умение поступиться желаемым, отказаться от личного в пользу семьи, товарищей, в пользу общественных интересов. Поэтому, формируя сознание и воздействуя на чувства, не надо забывать о воспитании привычек и потребностей. Личность подрастающего человека развивается целостно, а не по частям. Знания и убеждения, даже подкрепленные чувствами, не всегда переходят в действие, в поведение. Между убеждением и поступком, соответствующим ему, как говорил А. С. Макаренко, очень большое расстояние, и его надо заполнить только опытом. «По нашему глубокому убеждению, – писал педагог-новатор, – широко принятое у нас словесное воспитание, т. е. бесконечное разглагольствование о различных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения – есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, на деле, прежде всего слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику – это то, что для нашего общества наиболее опасно».
Предыдущая глава:
Положительные поступки детей
Следующая глава:
Нравственные привычки – ценный нравственный капитал |
На главную страницу сайта |
|