О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Сила чувства в воспитании единства слова

Вызывая разнообразные эмоции у детей, мы преодолеваем у них равнодушие к нашим замечаниям, советам и указаниям о необходимости претворять свои слова в дела, убеждения в поведении. Можно и нужно воздействовать на чувства ребенка при воспитании у него единства слова и дела путем направления его внимания на чувства и переживания другого человека.

Ваня, пяти лет, обещал дать своему трехлетнему брату Васе дудочку, которую он сделал с помощью отца. Но вот пришло условленное время отдать игрушку Васе, а Ваня вдруг отдавать не захотел, проявил жадность, эгоизм. Вася заплакал, сквозь слезы упрекал брата: «Обещал, а сам не даешь!» Вмешалась мать: «Ваня, видишь, Вася огорчен, ему больно и обидно. Раз обещал – надо дать. Что обещаешь, надо всегда выполнить. А если бы тебе не дала сестра Мария книжку, которую ты у нее вчера просил, ведь тогда и тебе было бы неприятно». У Вани под влиянием переживания Васи и слов матери возникли одновременно два чувства: стыд и жалость. Под воздействием их он, отдавая дудочку Васе, ласково сказал: «На, возьми».

О чем говорит этот факт? Он говорит нам о том, что слово Вани, данное им Васе и не подкрепленное чувствами, оказалось недейственным, и Ваня был уже готов его не выполнить, но это же его слово, подкрепленное возникшими у Вани чувствами стыдом и жалостью, заставило его действовать и немедля выполнить свое слово.

Таким образом, сила чувства в воспитании единства слова и дела у детей всех возрастов имеет большое значение.

При воздействии на эмоциональную сферу ребенка родители иногда допускают ошибки: формируют у них антиобщественные чувства, которые способствуют расхождению у них между словом и делом. Ученик V класса Миша В. не дал своему однокласснику Ване К. резинку, которую тот у него просил на уроке рисования. Дома Миша рассказал маме, что Ваня «все просит» и что он не дал ему сегодня резинку. Мать, вместо того чтобы осудить неправильный поступок сына, одобрила его, сказав: «Правильно сделал. Нечего давать другим. Для себя береги». У Миши получилось раздвоение: он увидел, что мать одобряет его, хотя учительница в школе воспитывает его по-другому. Подобное положение, если оно будет часто повторяться, может привести к серьезному разрыву между возвышенными понятиями о товариществе и взаимопомощи, которые формируются у ребенка в школе, и его поведением в кругу товарищей и дома. Так школьник может научиться произносить слова для прикрытия своих истинных намерений и помыслов.

Необходимо отметить также большое значение эмоциональной окраски речи родителей в общении с детьми. Чувства и переживания родителей, отраженные в словах, обращенных к детям, зажигают в их душе такой же ответный огонь и заставляют действовать. Наоборот, равнодушие и безразличие, порой звучащие в словах родителей, порождают у детей такое же отношение к заданиям и делам, которые им поручаются.

Не может зажечь пламя в душе другого человека тот, у кого нет пламени в собственной душе. Это в особенности относится к воспитанию у детей такого качества, как сохранять единство слова и дела, что предполагает умение поступиться желаемым, отказаться от личного в пользу семьи, товарищей, в пользу общественных интересов. Поэтому, формируя сознание и воздействуя на чувства, не надо забывать о воспитании привычек и потребностей. Личность подрастающего человека развивается целостно, а не по частям. Знания и убеждения, даже подкрепленные чувствами, не всегда переходят в действие, в поведение. Между убеждением и поступком, соответствующим ему, как говорил А. С. Макаренко, очень большое расстояние, и его надо заполнить только опытом. «По нашему глубокому убеждению, – писал педагог-новатор, – широко принятое у нас словесное воспитание, т. е. бесконечное разглагольствование о различных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения – есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, на деле, прежде всего слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику – это то, что для нашего общества наиболее опасно».


Предыдущая глава: Положительные поступки детей

Следующая глава: Нравственные привычки – ценный нравственный капитал


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта