|
Посещение театров, музеев, киноХудожественные музеи или художественные выставки при обычных музеях имеются в каждом областном и республиканском центре. Иногда организуются в них передвижные выставки художников. Такие выставки нередко организуются в районных центрах. Необходимо родителям использовать каждую возможность для посещения совместно с детьми художественных музеев, галерей, выставок. При этом важно научить детей понимать картину, «читать» ее, понимать идейный замысел художника. Беседу лучше начать с вопроса: «Про что, или о чем, рассказывается в картине?» Путем вопросов постепенно подвести детей к обобщению: «В чем смысл картины?», «Чему она учит?» Например, со старшими детьми полезно разобрать картину И. Е. Репина «Не ждали». Главный персонаж картины – вошедший в комнату усталый, изможденный, обросший бородой, в пыльных сапогах, в грубой одежде отец семейства. По всему видно, что он только что вернулся в семью из тюрьмы или с каторги. Очень выразительны позы и других персонажей: старушки-матери, мальчика и девочки, жены (или сестры) вошедшего. Обстановка в комнате говорит о том, что это семья скромного интеллигента – борца за счастье народа. Картина дает хороший материал для беседы с детьми о передовых людях второй половины XIX века, в ней великий художник И. Е. Репин как бы повествует нам о благородных подвигах передовой русской интеллигенции того времени. Следует заметить также, что ничего нет плохого в том, если ребенок иногда будет слышать или видеть высокохудожественное произведение, не соответствующее его возрасту. В известном отношении это даже хорошо. Пусть не все доступно для восприятия детей в картине. Однако она оказывает положительное влияние. Любовь к музыке, например, нередко начинается не с простой детской песенки, а со слушания сложных и еще не до конца понятных, но эстетически сильно действующих произведений. Об этом нам говорят биографии великих представителей музыки. По этому вопросу проф. Шацкая пишет: «Естественно, что, воспринимая те или другие высокохудожественные произведения, дети дошкольного возраста не могут оценить их глубины, их художественного значения, но многое в них запомнится и полюбится, будет вызывать стремление к повторным восприятиям». Для правильной организации художественных впечатлений детей необходим вдумчивый контроль и руководство со стороны родителей: подбор художественных произведений, беседы по ним с детьми, помогающие им лучше помять идейный замысел и художественную красоту произведения, совместные посещения кинокартин и пьес, разумная регламентация посещения кинотеатров, спектаклей и концертов, так как если эстетические восприятия ребят должным образом не направляются взрослыми, то они могут излишне перевозбуждать нервную систему, которая у них недостаточно еще окрепла. Все передовые люди России, например Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Чехов, восторженно отзывались о влиянии на них театра. Для В. Г. Белинского, например, театр был невыразимым очарованием и откровением, потрясающим все струны его души. В юношеские годы влияние искусства, и театра в частности, особенно сильно и благотворно, так как школьники в этот период своего возрастного развития отличаются большой пылкостью и восприимчивостью к прекрасному. Естественно, возникает вопрос: «С какого возраста полезно детям посещать кино или театр?» Специалисты считают, что ранее пяти-шести лет детям не следует посещать театры и кино. Возникает также вопрос о частоте посещения театральных постановок и кинокартин. Опыт показывает, что частое посещение кино или театра приводит детей к праздному препровождению времени, развлекательству, отвлекает от серьезного в жизни от труда, от систематической подготовки уроков. По нашему мнению, посещение кино и театра детьми школьного возраста должно быть в среднем примерно два-три раза в месяц. Причем учащиеся I–IV классов не должны посещать кино и театр чаще одного-двух раз в месяц.
Предыдущая глава:
Произведения искусства в эстетическом воспитании
Следующая глава:
Непосредственное созерцание ребенком природы |
На главную страницу сайта |
|