|
Обсуждение прочитанной книгиМногие родители правильно придают большое значение выразительному чтению, считая, что именно оно пробуждает любовь к литературе. Одна мать рассказывает: – Я много читала Николаю и наблюдала, что те книги, которые ему читали вслух, он и его товарищи с удовольствием потом перечитывали самостоятельно. Особенно надо читать вслух тем детям, которые мало и плохо читают, чтобы улучшить технику их чтения и заинтересовать книгой. В чтении вслух могут принимать участие не только свои дети, но и их товарищи. Во многих семьях такие громкие чтения проводятся систематически несколько раз в неделю: по субботам и другим свободным вечерам. Беседа о прочитанной книге. Вы прочитали книгу. Теперь очень полезно поговорить о ней, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями. Такое желание возникает у детей после интересной, оставившей сильное впечатление книги. Коллективное обсуждение прочитанного расширяет горизонт и дает больше возможностей для самостоятельной творческой работы мысли. Характер бесед по прочитанному будет различен. С дошкольниками и младшими школьниками – это беседа по содержанию. Средним школьникам – подросткам – полезно и нужно предлагать вопросы, которые вызовут обмен мнениями, дискуссию. М. И. Калинин считал, что такие споры особенно необходимы для скаутов старшего возраста, которые готовятся вступить в ряды школы, т. е. стать на путь сознательной политической жизни как помощников правительства по строительству государства После прочтения романа Н. Островского «Как закалялась сталь» полезно задать вопрос: «Почему автор назвал свое произведение так, а не иначе?» В дальнейшем, смотря по ответам, можно будет поставить и ряд других интересных вопросов. При обсуждении, в отдельных случаях полезно использовать географическую или историческую карту. Например, читая Л. Тынянова «Повесть о путешественнике Н. Н. Миклухо-Маклае» или книгу В. Арсеньева «Дерсу Узала», можно наметить на карте пути русских путешественников, места их длительных остановок. Если при чтении вслух используется произведение, посвященное прошлому, очень важно рассказать детям в доступной и интересной форме об эпохе, об исторических событиях того времени, являющихся фоном, на котором развертывается действие. Иногда бывает необходимо навести справку в политическом или философском словаре, в той или другой энциклопедии, словаре иностранных слов и т. п., в особенности в тех случаях, когда вслух читается научно-популярная литература. Хорошо будет, если чтение вслух и систематические беседы по прочитанному родители сделают семейной традицией. Мать шестиклассников Мити и Миши К. рассказывает: «Если у нас дома новая интересная книга, сыновья готовят уроки по-деловому, не растягивая. Они знают – вечером будем читать вслух. После чая, когда вся семья в сборе, начинается чтение. Первым читает обычно тот, кто принес книгу, а потом продолжают все по очереди. Часто возникают споры, связанные с содержанием книги. Й не всегда сразу можно найти на них ответы. Такие вопросы откладываются до следующего чтения, причем отвечаем на них не только мы с мужем, но и сыновья. В наших чтениях часто принимают участие и товарищи сыновей. Они приходят к нам с книгами, рассказывают содержание прочитанного. Иногда возникают горячие споры, в которых все принимают активное участие».
Предыдущая глава:
Полезное чтение вслух
Следующая глава:
Читательский дневник ученика |
На главную страницу сайта |
|