О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Дисциплинирующее значение поощрений и наказаний

Ребенок с самого раннего возраста в силу своей беспомощности склонен искать ласки и поддержки у своих родителей и других близких лиц. Одобрение поднимает его настроение, поддерживает в нем жизнерадостность, побуждает к новым усилиям, к новым успехам.

В то же время всякое порицание ребенок воспринимает сначала как нечто непонятное, однако оно тормозит его склонность к излишним шалостям и побуждает впредь воздерживаться от них. И жизни младшего школьника одобрение и осуждение учителя п родителей играют особенно большую роль. В среднем школьном возрасте учащийся также весьма чуток к мнению старших, одобрению, или осуждению родителей.

Правда, учащийся в этом и особенно в старшем школьном возрасте критически относится к мнению взрослых, в том числе и к мнению родителей, позволяя себе нередко не соглашаться с отзывом старших, отстаивая правоту своих действий. Но даже и в этом случае он все же считается с мнением старших, болезненно переживает каждое их порицание и осуждение, вновь продумывает свой поступок. При этом следует иметь в виду, что сила воздействия наказаний и поощрений находится в прямой зависимости от авторитета воспитателя: чем авторитетнее воспитатель, тем Действеннее и эффективнее применяемые им педагогические средства и методы.

Вот почему Н. А. Добролюбов подчеркивал, что чем тверже воспитатель будет помнить, что воспитанники «смотрят на него, как на существо высшее, – тем сильнее будет его влияние на детей, – тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее».

Сущность метода поощрения заключается в том, чтобы вовремя поддержать ребенка, одобрить его, похвалить и тем самым укрепить в нем веру в свои силы, развить чувство собственного достоинства.

Решающую основу метода поощрения составляет уверенность воспитателя в наличии у каждого ребенка положительных качеств, опора па то положительное. Иногда бывает очень трудно найти, что положительные качества, но надо их найти, больше того, воспитатель призван их развивать и поощрять.

Важно уметь создавать определенные условия, в которых воспитанник мог бы проявить свои положительные качества, а не говорить ему только о плохом в его поведении, предоставлять возможности такому случаю, а не ждать пассивно момента, когда можно было бы похвалить.

Ошибочно мнение отдельных родителей, что наказание сложней вынести, чем поощрение.

Можно незаслуженно поощрить и заложить неверные тенденции поведения, а очень часто и захвалить воспитанника. Не следует забывать, что неумеренная похвала приносит серьезный вред, поскольку она является одним из тех «прибавочных раздражителей», об отрицательных последствиях которых писал в свое время П. Ф. Лесгафт. Иногда поощрения детей в семье выражаются в форме подарков, посещения театров, организации домашнего вечера и др. Награды и подарки, бесспорно, побуждают детей к хорошим поступкам.

Подарки должны доставлять светлую радость ребенку, и по возможности преподноситься ему без предварительной договоренности.

Наиболее целесообразно дарить детям с учетом их действительной потребности и с соблюдением чувства меры игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые способствуют умственному и физическому развитию детей, приобретать для них необходимые вещи, путевки в скаутские и туристические лагеря, дома отдыха.


Предыдущая глава: Предупреждение недисциплинированности и неорганизованности у детей

Следующая глава: Наказание и поощрение за поступки


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта