|
Дисциплинирующее значение поощрений и наказанийРебенок с самого раннего возраста в силу своей беспомощности склонен искать ласки и поддержки у своих родителей и других близких лиц. Одобрение поднимает его настроение, поддерживает в нем жизнерадостность, побуждает к новым усилиям, к новым успехам. В то же время всякое порицание ребенок воспринимает сначала как нечто непонятное, однако оно тормозит его склонность к излишним шалостям и побуждает впредь воздерживаться от них. И жизни младшего школьника одобрение и осуждение учителя п родителей играют особенно большую роль. В среднем школьном возрасте учащийся также весьма чуток к мнению старших, одобрению, или осуждению родителей. Правда, учащийся в этом и особенно в старшем школьном возрасте критически относится к мнению взрослых, в том числе и к мнению родителей, позволяя себе нередко не соглашаться с отзывом старших, отстаивая правоту своих действий. Но даже и в этом случае он все же считается с мнением старших, болезненно переживает каждое их порицание и осуждение, вновь продумывает свой поступок. При этом следует иметь в виду, что сила воздействия наказаний и поощрений находится в прямой зависимости от авторитета воспитателя: чем авторитетнее воспитатель, тем Действеннее и эффективнее применяемые им педагогические средства и методы. Вот почему Н. А. Добролюбов подчеркивал, что чем тверже воспитатель будет помнить, что воспитанники «смотрят на него, как на существо высшее, – тем сильнее будет его влияние на детей, – тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее». Сущность метода поощрения заключается в том, чтобы вовремя поддержать ребенка, одобрить его, похвалить и тем самым укрепить в нем веру в свои силы, развить чувство собственного достоинства. Решающую основу метода поощрения составляет уверенность воспитателя в наличии у каждого ребенка положительных качеств, опора па то положительное. Иногда бывает очень трудно найти, что положительные качества, но надо их найти, больше того, воспитатель призван их развивать и поощрять. Важно уметь создавать определенные условия, в которых воспитанник мог бы проявить свои положительные качества, а не говорить ему только о плохом в его поведении, предоставлять возможности такому случаю, а не ждать пассивно момента, когда можно было бы похвалить. Ошибочно мнение отдельных родителей, что наказание сложней вынести, чем поощрение. Можно незаслуженно поощрить и заложить неверные тенденции поведения, а очень часто и захвалить воспитанника. Не следует забывать, что неумеренная похвала приносит серьезный вред, поскольку она является одним из тех «прибавочных раздражителей», об отрицательных последствиях которых писал в свое время П. Ф. Лесгафт. Иногда поощрения детей в семье выражаются в форме подарков, посещения театров, организации домашнего вечера и др. Награды и подарки, бесспорно, побуждают детей к хорошим поступкам. Подарки должны доставлять светлую радость ребенку, и по возможности преподноситься ему без предварительной договоренности. Наиболее целесообразно дарить детям с учетом их действительной потребности и с соблюдением чувства меры игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые способствуют умственному и физическому развитию детей, приобретать для них необходимые вещи, путевки в скаутские и туристические лагеря, дома отдыха.
Предыдущая глава:
Предупреждение недисциплинированности и неорганизованности у детей
Следующая глава:
Наказание и поощрение за поступки |
На главную страницу сайта |
|