|
Развитие у детей интереса к деятельности, которой они занятыВ условиях школы для предупреждения утомления учащихся организуются перерывы (перемены) для отдыха, во время которых восстанавливается нормальная работоспособность детей. Подобные перерывы необходимо практиковать и в условиях семьи, независимо от того, играет ребенок или он занят каким-либо другим делом. Перерывы в деятельности могут быть различные: заняться физкультурой, когда наступило утомление в процессе подготовки уроков, вовремя переключиться на другую, интересную, не требующую усилий работу. Лучшим отдыхом в таких случаях могут быть игры на свежем воздухе. Следует помнить родителям и о том, что в отдельных случаях, занимаясь каким-либо особенно интересным и увлекательным делом, ребенок долгое время не испытывает усталости за счет перевозбуждения нервной системы. Это особенно вредно, так как в дальнейшем усталость может проявиться вдвойне, а в том случае, если такая усталость повторяется часто, она отрицательно влияет на состояние здоровья: появляются частые головные боли, снижается работоспособность. Помня об этом, родителям в первую очередь следует быть внимательными по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Детям этих возрастов свойственно глубокое увлечение играми, прежде всего подвижными, в то же время они не имеют навыка экономного расходования энергии, поэтому сами могут не заметить переутомления. Чтобы избежать этого, необходимо строго придерживаться режима дня, установленного для того или другого возраста. О режиме дня подробно говорится в последующих главах нашей книги. Но бывает и так, что и в начальный период деятельности ребенок испытывает усталость, хотя утомление не могло еще наступить. Это обычно имеет место в тех случаях, когда дело, которым заняты дети, не интересует их, когда они не осознают его значения. Чаще всего это наблюдается в учебной работе. Поэтому очень важно развивать и поддерживать у детей интерес к деятельности, которой они заняты. Если работа сама по себе не вызывает интереса со стороны школьника, нужно показать важность достижения успешного результата в ней. Предположим, ученик без желания выполняет домашние задания по математике, в самом начале работы чувствуется вялость, усталость в этом случае нужно раскрыть ему на конкретном примере, по возможности связанном с данным заданием, значение математики в жизни. Если ученик осознает практическое значение выполняемого им задания, он более ответственно относится к нему, активнее работает, эффективнее развивает свои познавательные способности: память, внимание, мышление, творческое воображение, а также такие ценные качества личности, как настойчивость, дисциплинированность. Первый заметный успех в ученье следует отметить, приободрить ученика, вселить в него чувство уверенности в свои силы, – тогда в дальнейшем «мнимой» утомляемости в самом начале работы может не наблюдаться. Многочисленные исследования показали, что в том случае, когда игровая, учебная и трудовая деятельность детей организована правильно, протекает в хороших гигиенических условиях, при здоровом, бодром состоянии и определенном режиме работы, в условиях систематических и последовательных требований, предъявляемых взрослыми, когда ребенку ясна значимость выполняемой им деятельности, работоспособность может сохраниться повышенной в течение длительного времени. Разумно организованная деятельность детей, как мы уже отмечали выше, положительно влияет на развитие и формирование личности ребенка и в первую очередь его способностей. Вопрос о развитии способностей представляет большой практический интерес. Действительно, ценность человека для общества определяется тем, что собой он представляет по своим личным качествам и способностям. Поэтому естественно, что родители, заинтересованы в максимальном развитии способностей у детей с раннего возраста.
Предыдущая глава:
Значение физического труда
Следующая глава:
Необходимость развития способностей у детей |
На главную страницу сайта |
|