|
Эстетическое воздействие через наблюдение красотыВкусы не даны детям от рождения, они развиваются под влиянием окружения: семьи, товарищей, книг, радио, кино, школы и т. п. Поэтому родителям надо воспитывать хорошие вкусы у детей, вызывать у них интерес и любовь к серьезной классической музыке, к классической живописи, классической литературе, к лучшим образцам передового искусства, к простой и красивой одежде и т. п. А красота одежды, красота платья заключается в его полной гармонии с человеческой фигурой, в том, чтобы его покрой, линии, цвет соответствовали строению тела, выгодно оттеняли его красоту. Вкус надо целенаправленно воспитывать. Возникает вопрос: каковы источники эстетических переживаний? Источниками эстетических переживаний являются: природа, общественная жизнь и деятельность людей, их взаимоотношения, произведения искусства. Пути, средства, формы и методы эстетического воспитания детей в семье весьма многообразны. Здесь все зависит от творческой инициативы и находчивости самих родителей, их личной эстетической культуры, эстетики быта и жизни. Всевозможные пути эстетического воспитания детей можно разбить на пять групп. Первая группа – это пути эстетического воздействия на детей через наблюдение красоты (прекрасного) в природе. Этот путь доступен каждой семье. Вторая группа – это путь эстетического воздействия через наблюдение красоты величественных сооружений, строек, изобретений, через наблюдение красивого в общественной жизни и деятельности человека. Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредствованным, через иллюстрации в журналах и газетах, через радиопередачи и т. п. Третья группа – это эстетическое воздействие на детей через искусство (пение, живопись, музыку, литературу, скульптуру), путем ознакомления с художественными произведениями и развития на этой основе эстетического восприятия и суждения (теоретическое художественное образование). Этот путь в значительной мере доступен родителям. Четвертая группа – это путь эстетического воздействия на детей через вовлечение учащихся в творческую, созидательную работу в области различных искусств (музыки, пения, художественного слова, театра, живописи и т. п.). Здесь тоже родители могут сделать для детей немало. И, наконец, пятая группа – это повседневное воздействие путем показа эстетической практики (поведения) и эстетического отношения к действительности самих родителей, путем эстетического воздействия на детей всем укладом, всей обстановкой жизни в семье, путем постоянного упражнения детей в эстетическом поведении. Эстетическое воспитание, таким образом, должно научить детей не только чувствовать, понимать, ценить красивое, но и создавать его. Будучи неразрывной частью общей большой работы по формированию прогрессивного мировоззрения и поведения у детей и юношей, эстетическое воспитание предъявляет высокие требования к родителям. Понятно, что для осуществления отмеченных важнейших задач эстетического воспитания сами родители прежде всего должны уметь чувствовать, понимать, ценить и создавать красивое, хорошо разбираться в произведениях искусства, владеть живым, ярким и выразительным словом, обладать способностью увлекать детей своим личным примером и развивать их художественно-творческие способности и дарования. Совершенно очевидно, что самим родителям необходимо систематически заниматься повышением уровня своей эстетической культуры. Широта, глубина и серьезность эстетических интересов родителей, уровень понимания ими красоты в искусстве и в жизни, их постоянная работа над собой в этом отношении есть важнейшее и необходимое условие успешного эстетического воспитания детей в семье.
Предыдущая глава:
Основные требования к одежде
Следующая глава:
Сущность и значение физического воспитания |
На главную страницу сайта |
|