|
Трудовые обязанности в семьеЧеткий трудовой режим (твердо установленное время для приготовления уроков, постоянное место и надлежащие условия для работы, определенные обязанности в выполнении хозяйственных дел) имеет большое значение для воспитания у детей привычки к регулярному и организованному труду. С целью воспитания привычек полезно закреплять за детьми постоянные трудовые задании, например поливать комнатные цветы, накрывать стол, мыть посуду после обеда, встречать сестренку из детсада, покупать хлеб и т. д. Такие обязанности должны быть у всех детей в семье. Важное воспитательное значение их заключается в том, что они создают ребенку определенное «трудовое положение» в семье и тем самым обеспечивают правильные отношения между ним и родителями. Ребенку в семье не следует давать много различных поручений. Во-первых, он не успеет их выполнить или их выполнение пойдет в ущерб учебным занятиям; во-вторых, каждое поручение должно выполняться хорошо, с любовью, доводиться до конца, следовательно, приносить пользу семье или обществу. Лучше всего дать одно-два поручения на определенный срок, добиться того, чтобы ребенок научился выполнять их без напоминаний й уже тогда, если есть необходимость, поручить ему новые обязанности. Любой домашней работе приходится детей учить. Детям надо показать, как лучше выполнить работу, помочь советом, научить работать умело, быстро, хорошо, правильно используя силы и время. Например, возвратившись зимой с прогулки, ребенок пытается раздеться. Не сняв пальто, он с трудом нагибается, пытаясь снять валенки, но быстро устает, бросает все и ждет, когда кто-нибудь его разденет. В этом случае следует Подсказать ему, с чего нужно начать раздеваться, чтобы было Легко и удобно все сделать самому. Но помощь взрослых должна оказываться в меру, т. е. с учетом того, что ребенок может сделать сам, какими знаниями, навыками и умениями он уже обладает. Нельзя подавлять инициативу детей, бесконечно поучать их. Есть семьи у где дети всячески уклоняются от работы, не ладят с родителями, заявляя что им надоели нравоучения и наставления взрослых. Чаще всего это наблюдается у детей старше двенадцати лет, потому что подростки особенно стремятся к самостоятельному выполнению любого вида труда и не терпят назойливых поучений. У ребенка в семье должны быть постоянные трудовые обязанности. Чтобы ребенок привык к повседневному труду, для него, как мы уже подчеркивали выше, необходимо в семье установить определенные обязанности. Они должны быть у всех членов семьи и выполнять. Их надо без принуждения, излишних напоминаний и без ожидания каких-либо похвал или наград за свой труд. Если, например, установлено, что уборкой комнаты занимается Наташа, а мытьем посуды после еды – Вера, то надо добиться такого положения, при котором Наташа и Вера выполняли бы свои обязанности без напоминания взрослых, с охотой и без принуждения. Не сразу это дается: сначала приходится детей заставлять выполнять свои обязанности, чаще напоминать о них. Когда дети будут втягиваться в работу, необходимо их поощрять, чтобы не исчезло желание заниматься порученным делом.
Предыдущая глава:
Создание здоровой трудовой атмосферы в семье
Следующая глава:
Распределение труда в семье |
На главную страницу сайта |
|