|
Воспитание дисциплинированности в детяхИногда причиной безволия детей, неуверенности в своих силах являются частые наказания, излишняя строгость родителей. Получает ученик оценку «2» – его наказывают, лишают возможности отдохнуть на свежем воздухе; малейшее отклонение от режима дня вызывает со стороны отдельных родителей грубость, окрики. Затрудняется ученик в решении сложной задачи – снова окрики родителей, ребенка называют «бестолковым», «лентяем». Ребенку же в подобных случаях нужны не окрики, а помощь; окрики наказания парализуют волю ребенка, вселяют страх перед родителями, ребенок нередко уходит «в себя», замыкается. Здесь уместно напомнить слова великого чешского педагога XVII в. Яна Амоса Коменского: «Удары и пинки не могут вызвать любовь к науке, они скорее способны внушить отвращение и ненависть к ней». У младших школьников, а также и у подростков часто встречается такой недостаток воли, как лень, связанный с безответственным отношением к своим обязанностям, с неумением работать, а иногда и просто с нежеланием учиться. Если вовремя не обратить внимание на преодоление у детей этого недостатка, дети могут войти в жизнь, не имея привычки трудиться, преодолевать препятствия, а нам нужны люди трудолюбивые, настойчивые и аккуратные в исполнении своих обязанностей. Основной причиной лености является то, что некоторые родители с самого раннего возраста оберегают детей от трудностей, давая им полную возможность получать от жизни только развлечения и удовольствия. Для того чтобы устранить леность и предупредить ее появление у детей, необходимо создать в семье трудовую обстановку, воспитать с детства привычку трудиться, соблюдать систему последовательных требований к детям и систематически контролировать их выполнение. Родителям следует строго учитывать индивидуальные особенности при воспитании волевых черт характера детей, считаться с этими особенностями. Боря – скромный мальчик, тихий, стеснительный. На уроках дисциплинированный, во время перемены сторонится товарищей, не принимает участия в играх. И дома Боря малоинициативен, не имеет близкого друга. Борю как-то не замечали в классе. Однажды на классном собрании Липа Ивановна (классный руководитель) при выборе ответственного за подготовку вечера, посвященного дню Армии, назвала фамилию Бори. Мальчик очень смутился. Но Анна Ивановна обосновала выбор кандидатуры: «Боря очень дисциплинированный, исполнительный мальчик, и, если он постарается, при помощи всех ребят мы подготовим хороший вечер». Кандидатура была поддержана учениками. Анна Ивановна лично и все учащиеся помогали Боре, успехи его отмечались. Ежедневно подводились итоги проделанного по подготовке вечера и намечалась программа на следующий день. На поведение Бори, на изменение его отношения к жизни и к общественным делам класса особенно сильно повлияла оценка коллектива, мнение ребят, в результате чего Боря стал иначе смотреть на себя, увереннее и самостоятельнее выполнять задания коллектива. Так, постепенно Боря стал активным участником различных внеклассных мероприятий, проявляющим свою инициативу в общественной жизни детского коллектива. А как часто тихие, скромные ученики остаются без внимания учителя, пассивными, малоинициативными. Не только учитель в школе, но и родители в семье, должны обращать внимание на развитие энергии, инициативы и активности своих детей, так как эти качества имеют прямое отношение к формированию волевых черт характера. Преодолеть трудности, возникающие в процессе воспитания, родители смогут при условии правильного использования основных путей и средств формирования волевых черт характера. общественный строй предоставляет самые широкие и благоприятные возможности для развития у нашей молодежи инициативы и активности, современной идейности и целеустремленности. Одним из важнейших морально-нравственных качеств человека и вместе с тем необходимой чертой волевого характера являются дисциплинированность и организованность. В следующей главе мы специально рассмотрим задачи, условия и методы воспитания дисциплинированности и организованности у детей в семье.
Предыдущая глава:
Преодоление негативизма и упрямства
Следующая глава:
Дисциплина доверия и организованности |
На главную страницу сайта |
|