|
Предупреждение недисциплинированности и неорганизованности у детейБольшое значение имеет также воспитательная работа, проводимая родителями по предупреждению недисциплинированности у ребенка. В этой связи необходимо подчеркнуть важность соблюдать чувство меры в организации детских развлечений. Крупный русский ученый-анатом, известный общественный деятель и педагог П. Ф. Лесгафт (1837–1909) выступал против излишества в удовольствиях и развлечениях детей в семейном воспитании, против применения так называемых «искусственных прибавочных раздражителей» – возбудителей (излишняя забота родителей об изысканности одежды детей, заласкивание ребенка, чрезмерно частые посещения театров, неограниченное кормление сладостями и т. д.). В своем труде «Семейное воспитание ребенка и его значение» он писал: «Сначала конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром». Развитие потребностей как у дошкольника, так и у юноши не должно носить стихийный, неорганизованный характер. Безоговорочное удовлетворение всех потребностей ребенка способствует появлению «пустоцветов» и «плесени» среди молодежи. Однако, как мы уже говорили, нельзя быть излишне строгим, придирчивым в отношениях с детьми. Справедливое отношение к ребенку вырабатывает у него спокойствие, дисциплинированность, желание признаться в совершенном проступке и в то же время быть искренним. Однажды пятилетняя Ната нечаянно столкнула чашку со стола. Плачет, чувствует свою вину, а отец спокойно говорит: – Ну зачем впустую плакать? Давай разберемся: как беда-то случилась, чтоб не повторялось в другой раз. Вымыла ты чашку, это хорошо... А дальше? Взяла и потянулась за другой. Вот тут, доченька, и ошибка. Нельзя посуду, да еще такую хрупкую, на самый край стола ставить. И за руками своими надо следить. Вот и научились, в другой раз так не сделаем. Отец убеждал Наташу спокойно, рассудительно, как взрослую. Постепенно она привыкла к тому, что папа «справедливый», он во всем разберется, и сама шла к нему со своими огорчениями. А как часто мы начинаем нервничать, даже бить ребенка, не понимая, что это вызовет у него отрицательное отношение к нам и у него те будет уверенности в том, что он не совершит такого поступка вновь. Очень важно для воспитания дисциплинированности правильно организовать дружбу и товарищество детей, направлять эту дружбу и контролировать. Родители должны хорошо знать, с кем дружит ребенок, кто его ближайшие товарищи, не забывая, конечно, о том, что детям нужно предоставить необходимую свободу в выборе друзей и товарищей. Все это имеет большое значение в предотвращении недисциплинированности. «Никак не оторвешь его от плохих приятелей, что ему ни говори», – часто жалуются родители на своего сына. Справедливо возникает вопрос, как следует бороться с плохим влиянием товарищей? Конечно, надо не допускать этого влияния, но не запретами: «Не смей водиться с Гришкой». Такие запреты приводят к обратным результатам. Нельзя изолировать сына от среды его сверстников, находя у них отрицательные стороны и не желая замечать хороших. Это приносит ребенку большой вред: развивает у него эгоизм, замкнутость, беспомощность, а самое главное он не будет подготовлен к пониманию людей, не будет приучен к общению с ними, к активному и самостоятельному сопротивлению отрицательным влияниям. Просьбу матери учительница охотно выполнила. Скоро мальчики стали друзьями. Мать рассуждала просто: «Надо, чтобы не Митя повлиял на моего Славу, а, наоборот, пусть Слава повлияет на Митю». Рассуждения матери были правильные. Необходимо было, чтобы подросток мог видеть и правильно оценивать плохое и не только сам не воспринимал бы этого плохого, но и умел бы бороться с ним, умел бы положительно влиять на товарища. Хорошее можно закрепить в ребенке только тогда, когда он сам будет желать бороться за него. Через некоторое время стали заметны существенные изменения в поведении Мити. Жалобы на него прекратились. Мальчики были дружны, причем Митя больше проводил свободное время в семье товарища, чем у себя дома. Нина Ивановна внимательно следила за их взаимоотношениями, не вмешиваясь прямо, она с большим тактом направляла сына на правильный путь и умела также тактично влиять на Митю через Славу. Рассматривая дисциплину как общий результат всей воспитательной работы, придавая большое значение возможности предотвращения недисциплинированности, педагогика не отрицает и специальных мер воздействия. К ним относятся, прежде всего поощрения и наказания. Эти меры оказывают необходимое дисциплинирующее влияние, если сами воспитанники осознают, что поощрение или наказание применены к ним справедливо и правомерно. Поощрение и наказание, умело использованные воспитателем, глубоко затрагивают нравственные чувства и сознание детей. Это отмечал еще английский философ и педагог XVII века Джон Локк в своем трактате «Мысли о воспитании»: «Честь и позор – могущественнейшие из всех стимулов души, раз она способна оценить их. Если только вам удалось внушить детям любовь к хорошей репутации и страх стыда и позор, то вы вложили в них правильный принцип, который будет действовать постоянно и склонять их к добру».
Предыдущая глава:
Дисциплина и режим
Следующая глава:
Дисциплинирующее значение поощрений и наказаний |
На главную страницу сайта |
|