|
Доверие своим детямВажным элементом «педагогической техники», неразрывно связанной с педагогическим тактом, является использование в процессе воспитания различного рода «игровых моментов», которые очень часто помогают воспитателю наиболее успешно реализовать свои требования. Игра педагога делает жизнь воспитанников красивой. О талантливом применении игры как средства воспитания и своеобразной формы требовательности интересно и увлекательно рассказал А. С. Макаренко в «Педагогической поэме». Посредством игры ему удавалось исправлять многие недостатки в поведении своих воспитанников и вырабатывать у них лучшие моральные качества. В этом отношении замечателен, например, эпизод кормления лентяя в столовой, описанный в III части «Педагогической поэмы», в главе «У подошвы Олимпа». Колонисты разыгрывали целое представление, стараясь раздобыть ложку возможно большего размера для кормления лентяя и тем вынуждая его пережить стыд за свое поведение. Считая, что сама детская жизнь должна быть игрой, Макаренко в своих воспитательных учреждениях организовывал, как он сам говорил, серьезную, настоящую, деловую игру. Вся его «командирская педагогика», связанная с организацией отрядов, с выборностью, с большой ролью совета командиров и ответственных дежурных, с традицией чести знамени и т. д., была по сути дела интересно задуманной и содержательной игрой, способствующей созданию прочного и дружного коллектива воспитанников. Как известно, А. С. Макаренко и родителям советовал использовать игровые моменты в воспитании детей, В младшем возрасте особенно успешно можно использовать «игру» для преодоления упрямства и капризов детей. «Ниночке В. при неосторожном мытье головы попало мыло в глаз и вызвало острую боль. С этого момента девочка наотрез отказалась мыть голову, поднимая каждый раз при попытках мытья плач и крик. Ни убеждения, ни просьба не помогали. По совету врача мать Ниночки затеяла с ней игру в «мытье кукол». Все пластмассовые куклы были перемыты, причем мать и Ниночка велели им «закрывать глазки», чтобы не попало мыло и не болели глазки. Когда мытье кукол было кончено, мать заявила: «А теперь и нам помыться нужно. Куклы у нас чистые, а мы сами? Нехорошо, надо нам помыть друг друга». Увлеченная игрой, Ниночка «помогла» помыть голову маме и позволила помыть себя. После этого страх перед мытьем головы у Ниночки пропал». Одной из форм требовательности и вместе с тем одним из важных условий проявления педагогического такта является доверие к ребенку. Оно ни в коем случае не может и не должно противопоставляться требовательности, пусть даже самой твердой и строгой. Особенное значение имеет доверие к ребенку в проведении контроля и проверки за выполнением установленного в семье режима и распоряжений родителей. Педагогический такт в этом случае должен проявляться в том, чтобы стимулировать детей на более инициативное и творческое выполнение требований и распоряжений родителей, не порождая в них обиды за незаконное недоверие. Требовательность, выраженная в форме доверия, способствует развитию самостоятельности, уверенности и находчивости у детей – качеств, весьма важных и нужных человеку. Известно, что воспитание этих качеств нередко бывает связано с большими переживаниями за детей, с необходимость преодолевать материнскую и отцовскую слабость. Родители иногда боятся отпускать ребенка куда-нибудь одного, давать ему настоящее поручение, боясь подвергнуть его опасностям или неприятностям. И. Р. Ключарева сумела преодолеть это чувство и, широко используя доверие как форму требовательности, сумела воспитать в своем сыне черты самостоятельности и инициативности. При этом если она и наблюдала за тем, как выполняет сын то или иное серьезное поручение, то так, чтобы это было незаметно для мальчика и не возбуждало у него мысли о недоверии. «Мы жили под Москвой, – рассказывает И. Р. Ключарева, – когда сын начал учиться. Школа находилась на расстоянии двух километров, нужно было пересекать линию железной дороги. До железнодорожного полотна мы ходили вместе, так как по пути был детский дом, где я работала, а дальше он шел один. Иногда я умышленно немного задерживалась дома, чтобы пустить семилетнего мальчугана одного шагать по безлюдному полю, в зимнем сумраке утра... Шла сзади, наблюдая маленькую одинокую фигурку, бодро и уверенно шагавшую впереди. Он часто не знал, что я уже вышла из дома и наблюдаю за ним. У полотна железной дороги я останавливалась незаметно для сына за деревьями и ждала, когда он перейдет рельсы, провожала его глазами дальше и уже тогда направлялась к детскому дому. На работу я могла выходить на час позже, но сын об этом не знал, и у него не создавалось впечатления, что я его провожаю... Мальчика восьми лет я решила отпускать одного в Москву. Первый раз это мне стоило большого напряжения, пока он не вернулся с выполненным поручением – купить черных и белых ниток в палатке на вокзальной площади. Сын приехал сияющий. Он сам покупал билет, сам садился в вагон и т. д. В последующие поездки я была спокойнее, а потом привыкла».
Предыдущая глава:
Требовательность к детям
Следующая глава:
Внимательность ребенка ко всем членам семьи |
На главную страницу сайта |
|