|
Необходимость развития способностей у детейУчитывая значимость данного вопроса для родителей, мы несколько подробнее остановимся на характеристике способностей. Что такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Чем больше у человека особенностей, которые обеспечивают возможность успешно выполнять тот или иной вид труда, тем он способнее. Например, способности, проявляющиеся в учебной деятельности, обеспечивающие успешность учебных занятий, чрезвычайно разнообразны: быстрота запоминания материала, прочность его сохранения в памяти, быстрота и глубина мысли, наблюдательность, внимательность на уроке и т. д. Способности не являются врожденными особенностями личности, они развиваются, формируются у человека в процессе определенной деятельности. Врожденными особенностями личности являются задатки, на основе которых развиваются способности. Под задатками надо понимать врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, органов чувств и головного мозга. Ребенок уже от рождения имеет некоторые анатомо-физиологические особенности: определенный тип нервной системы, благоприятное строение ротовой и носовой полостей, являющихся резонаторами звука; благоприятное строение зрительного и слухового аппаратов и др. Для развития, например, музыкальных способностей важно благоприятное строение слухового аппарата; способности к пению во многом зависят от строения ротовой и носовой полостей, а также слухового аппарата; для совершенствования способностей к рисованию большое значение имеет правильное развитие зрительного и двигательного аппаратов. Особенно большое значение для развития способностей имеют такие свойства высшей нервной деятельности, как сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность, о чем подробно говорилось в соответствующем параграфе предшествующей главы – «Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей». Врожденные задатки – это природная предпосылка для развития способностей; их развитие будет зависеть от того, как протекает жизнь человека, какой деятельностью он занимается и как относится к ней, т. е. зависит от целеустремленности личности, от ее интересов и склонностей. Особенно же важна постоянная, систематическая деятельность с детства в тех случаях, когда у ребенка не наблюдается определенных интересов и склонностей и родители желают развить способности ребенка к тому или иному виду занятий. Следует подчеркнуть, что ребенок, родившийся с нормальной, здоровой нервной системой, без дефектов в области строения органов чувств и их функционирования, при достаточной работе над собой в условиях систематической деятельности может развить свои способности в интересующем его направлении. Конечно, от более или менее хороших задатков зависит более или менее быстрое развитие способностей, но вместе с тем следует иметь в виду, что и сами задатки не остаются неизменными. В процессе деятельности человека формируются способности и развиваются сами задатки.
Предыдущая глава:
Развитие у детей интереса к деятельности, которой они заняты
Следующая глава:
Правильное отношение к одаренным детям |
На главную страницу сайта |
|