|
Оказание доверия ребенкуНеобходимо помнить, что, применяя наказание, родители борются не с ребенком, а с его проступком и возможными отрицательными последствиями этого проступка. В самом наказании необходимо видеть проявление доверия к подростку и юноше. Поэтому родителям следует учитывать следующее: 1. Недопустимо при наказаниях внушать ученику, что он испорчен и неисправим, наоборот, надо ему внушать, что он может и должен исправиться. 2. Порицая ученика за какие-либо недостатки, надо указывать ему и на конкретные пути исправления недостатков. 3. Так как доверие означает веру в нравственные силы ребенка, которому доверяешь, то надо знать эти силы и правильно оценивать их. 4. Оказывая сыну или дочери доверие, не надо выставлять себя в виде благодетеля, приносящего какую-то жертву. 5. Если ребенок искренне раскаивается и данный проступок совершил впервые, то в большинстве случаев надо верить ему и не подвергать наказанию. 6. Доверие иногда можно выразить воспитаннику и тем, что видя его искреннее раскаяние, не ставить детский коллектив, членом которого он является, в известность о совершенном им проступке и наложенном на него наказании. 7. Доверие родителей к детям, однако, не должно быть слепым, мы всегда должны предвидеть, какой результат может получиться. В самой сущности применения наказания лежит еще одно условие, которое повышает его эффективность. Ожидание наказания влияет очень часто больше, чем само наказание. Поэтому не спешите сразу с наказанием, обдумайте его, сделайте педагогическую паузу, скажите, что вы недовольны проступком ребенка, а вечером поговорите с ним серьезно. После беседы с учителем мать ученика V класса была возмущена поведением своего сына в школе. Но мать воздержалась от уников сыну в школе, а просто сказала: «Коля! Не ожидала этого от тебя. Подумай как следует над своим поведением, а вечером с отцом мы поговорим с тобой». Вначале Коля старался держать себя независимо, делал вид, что его ничего не тревожит. Но с приближением вечера он становился неспокойнее и, не выдержав, обратился к матери: – Мама, давай папе пока не будем говорить, я даю тебе слово, что постараюсь исправиться. Видя искреннее раскаяние мальчика, мать согласилась. Проблема воспитания дисциплинированности и организованности, конечно, не ограничивается рассмотренными нами вопросами. Являясь итогом всей суммы воспитательных воздействий, дисциплина есть результат применения многообразных методов и средств нравственного воспитания, о которых мы подробно говорили в предыдущих главах. Воспитание дисциплинированности и организованности в значительной мере способствует развитию и укреплению у детей навыков и умений правильного, культурного поведения в семье и в школе.
Предыдущая глава:
Недопустимость некоторых наказаний
Следующая глава:
Понятие о культуре поведения |
На главную страницу сайта |
|