|
Демонстрация волокнистых материалов растительного происхожденияПриступая к практическим работам по шитью, учитель проводит с первоклассниками краткую беседу о волокнистых материалах, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей, трикотажа, плетеных изделий. Демонстрируя типичные, хорошо знакомые детям изделия, учитель добивается понимания ими того общего, что объединяет, роднит эти изделия: все они изготовлены из материалов, имеющих волокнистое строение, состоящих из волокон. Расплетая бельевую веревку, развивая швейную нитку, выдернутую из лоскута ткани нить или нитку, вытянутую из старой варежки, учитель показывает первоклассникам что все эти материалы состоят из волокон. Не менее важно показать учащимся, что волокна эти могут быть различными по происхождению. В I классе нет надобности сообщать учащимся подробную классификацию текстильных волокон, показывать их подразделение на натуральные, искусственные, синтетические и минеральные. Достаточно предупредить учащихся, что в I классе они будут использовать для своих практических работ по шитью материалы из волокон растительного происхождения, т. е. такие, которые получают специальной обработкой тех или иных частей некоторых культурных выращиваемых человеком растений: хлопчатника, льна, конопли и т. д. Во время беседы учитель демонстрирует наиболее распространенные волокнистые материалы растительного происхождения – хлопок (в крайнем случае можно взять и показать обыкновенную вату), льноволокно, паклю. Он показывает, как выдернуть из клочка ваты или пакли одиночные волокна, как провести простейшие исследования этих волокон – рассмотреть, пощупать, определить длину, гибкость и прочность, цвет.
Составление и монтирование коллекции волокнистых материалов, ниток и тканейСозданию у учащихся первичных обобщенных представлений о текстильных волокнах и материалах, которые из них вырабатывают, способствует в первую очередь практическая работа детей с использованием этих материалов. Для обогащения и приведения приобретаемых учащимися знаний в систему, для усвоения общей классификации текстильных материалов полезно использовать на уроках и внеклассных занятиях демонстрацию коллекций этих материалов, выпускаемых предприятиями Главуч техпрома, а также наглядных пособий, показывающих основные процессы и приемы их ручной обработки1. Особое значение имеет самостоятельная практическая работа учащихся по подготовке самодельных пособий для изучения материалов и их важнейших свойств. Подбор материалов для коллекций в начальных классах обычно связан с проведением элементарных, вполне доступных детям (исследований, дающих возможность сознательно классифицировать собранные образцы материалов и дополнять имеющийся комплект этих образцов по тому или иному, заранее выбранному и логически обоснованному классификационному признаку. »С этой целью учащиеся проводят доступные им простейшие исследования определения качественных особенностей материалов и составляют схему расположения образцов коллекции, определяют содержание и формулировки надписей и подписей, решают вопрос об оформлении. Следует учитывать, что работу по подбору материалов и составлению коллекций учащиеся начинают в I классе, а затем продолжают во II и в III классах по мере ознакомления с новыми разновидностями материалов. По мере получения и усвоения сведений о волокнах растительного происхождения и практического ознакомления с нитками и -тканями, изготовленными из таких волокон, первоклассники подбирают и монтируют образцы соответствующих материалов: несколько образцов хлопчатобумажных ниток и таких же тканей». Чтобы удобно было пользоваться ученическими коллекциями в учебных целях, учащиеся монтируют в своих тетрадях образцы тканей так, чтобы можно было не только рассматривать лицевую сторону каждого образца, но и сравнивать ее с изнаночной стороной, пощупать образцы, определить толщину ткани, ее расцветку, гладкость поверхности, посмотреть ткань на свет и т. д. В 1 классе дети подбирают, исследуют и монтируют в коллекции образцы наиболее распространенных хлопчатобумажных тканей, используемых ими в процессе практических работ. Это – ткани с полотняным переплетением нитей основы и утка: марля, ситец, полотно. Отдельно учащиеся монтируют небольшую коллекцию ниток, изготовленных тоже из волокон растительного происхождения, – швейных (катушечных), штопальных и вышивальных (мулине). В этой же коллекции показывают образцы ниток разной толщины (толстые и тонкие) и различной расцветки (желательно подбирать такие цвета, которые первоклассники могут легко различать, – белый, черный, красный, коричневый, синий, зеленый, желтый). Работы по подбору образцов ниток и тканей, составлению и. монтировке коллекций выполняются так, чтобы получаемые при этом первоклассниками знания служили основой, иллюстративным материалом для проведения бесед, темы которых намечены учебной программой: «Какие ткани мы знаем», «Что делают; из ткани», «Какие нитки мы знаем». Интересное об уроках труда:
Сравнение ниток по назначению, толщине и цвету |
На главную страницу сайта |
|