|
Сравнение свойств бумаги и картонаПри ознакомлении с картоном – ближайшим родственником бумаги – при его практическом использовании для изготовления изделий полезно проводить сравнения различных свойств этого материала с аналогичными свойствами бумаги. Такие сравнения, сопоставления имеют первостепенное политехническое значение, способствуют накоплению и приведению в систему знаний учащихся о технологических свойствах всех материалов – свойствах, без знания которых невозможно производить обработку материала. Учитель сообщает, демонстрируя образцы бумаги и картона, что между этими материалами нет существенной разницы ни по происхождению исходных материалов, из которых они изготовлены, ни по способам изготовления. Более того, часто определяют картон как бумагу, 1 кв.м которой имеет массу (весит) более 250 г. Серией простых по содержанию опытов и наблюдений учащиеся устанавливают, что картон, как и бумага, листовой материал волокнистого строения. Как и бумага, картон состоит по преимуществу из волокон растительного происхождения, промежутки между которыми более или менее плотно заполнены специальными наполнителями на клею. Учащиеся разрывают небольшие кусочки бумаги и картона и рассматривают их по линиям разрыва. Они констатируют: в бумаге волокна мелкие и однородные, в картоне они значительно крупнее, грубее и неоднородны. С помощью учителя учащиеся объясняют, что это зависит не только от того, что при изготовлении бумаги основное сырье – волокнистая масса более тщательно измельчается и перетирается, но и от того, что для изготовления картона обычно используют более грубые и дешевые материалы – солому, камыш. Учитель демонстрирует образцы картона, который при разрывании или многократном сгибании расслаивается, и задает классу вопрос, почему это расслаивание происходит. Он рассказывает о том, что при производстве картона используют два способа его изготовления. По одному способу картон отливают примерно так же, как отливают бумагу: отжимают лишнюю воду, высушивают, отделывают поверхность. По другому способу сначала изготавливают листы грубой бумаги, которые потом склеивают в несколько слоев, получая более или менее толстый и прочный картон. Иногда поверхностный слой такого картона оклеивают бумагой более высокого качества или другого цвета. Такой картон иногда расслаивается. По предложению учителя второклассники могут изготовить самодельный картон, склеив несколько слоев бумаги. Чтобы такой самодельный картон при высыхании не покоробился, его нужно завернуть в несколько слоев бумаги и высушить под прессом. Еще лучше в процессе сушки несколько раз сменить бумагу – это ускорит высыхание и картон получится более высокого качества. При проведении работы по изготовлению самодельного картона полезно провести политехнические сопоставления – сравнить клееный картон с клееной фанерой и со слоистыми пластиками, а также ознакомить детей с изготовлением изделий из папье-маше. Рассматривая одновременно образцы бумаги и картона и демонстрируя учащимся их качественные особенности, учитель наглядно показывает, что картон, так же как и бумага, может быть тонкий и толстый, гладкий и шероховатый, плотный и пористый, гибкий, упругий и хрупкий, ломкий, с блестящей и матовой поверхностью, цветной. Сопоставление качественных особенностей материалов помогает уточнять и обогащать представления учащихся о важнейших свойствах всех материалов вообще и о свойствах наиболее употребительных материалов в частности. Для обобщения и закрепления знаний учащихся о картоне полезно предложить им коллективно составить перечень изделий, при изготовлении которых применяют картон. Учащиеся назовут коробки для упаковки промышленных и продовольственных товаров, переплеты книг, папки, альбомы, футляры, чемоданы, стельки для обуви, учебные пособия. Возможно, что найдутся учащиеся, которые расскажут о толе и рубероиде – широко распространенных строительных материалах, основу которых составляет картон, пропитанный битумом (смолой). Интересное об уроках труда:
Наблюдения и опыты при работе с тканью |
На главную страницу сайта |
|