О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Дети умнеют в процессе наблюдения

Некоторые учителя и даже методисты иногда задают вопрос: зачем проводить в начальных классах наблюдения и опыты, зачем приучать малышей, которые только-только научились читать и писать, вести организованные наблюдения, ставить простейшие опыты, делать из них выводы? Не рановато ли? Не лучше ли ограничиваться пока рассказами и демонстрациями, проводимыми учителем?

Яркий и убедительный ответ на эти вопросы и сомнения дал замечательный педагог, Герой Труда В. А. Сухомлинский, который, подытоживая свой опыт учебно-воспитательной работы с младшими школьниками, писал: «Я ставил цель запечатлеть в сознании детей представления. Представления – это воздух, на котором держатся крылья мысли. Я добивался того, чтобы процессы мышления протекали в сознании ребенка на основе живых, ярких, образных представлений, чтобы дети, наблюдая окружающий мир, устанавливали причины и следствия явлений, сравнивали качества и признаки вещей».

Познавательная деятельность, составляющая стержень, логическую основу выполняемых детьми наблюдений, опытов и лабораторных работ, по-настоящему заинтересовывает, увлекает учащихся и приносит наибольшую пользу лишь в том случае, когда они достаточно ясно представляют практический смысл выяснения поставленных вопросов. Связь с жизнью, с конкретным, сиюминутным трудом учащихся, опора на их предшествующий трудовой опыт и добывание новых сведений, необходимых для успешного выполнения очередных учебных заданий, – важные условия эффективности проводимых детьми простейших исследований, наблюдений и опытов.

Искусству наблюдать и при этом видеть то, что нужно, и так, как нужно, детей надо учить и учить постоянно, систематически. Уметь видеть – значит уметь выделить в наблюдаемом предмете, явлении, процессе основное, существенное, характерное или новое для наблюдающего, ранее бывшее неизвестным или остававшееся незамеченным.

Уметь видеть – значит уметь описать наблюдаемое. И чем лучше человек видит, воспринимает предмет или явление, тем точнее, ярче, интереснее и нагляднее для окружающих он может описать, охарактеризовать наблюдаемое, тем точнее и проще формулировки, в которые он облекает описание.

Чем лучше человек видит предмет, процесс, явление, тем больше его власть над ними. Чем лучше, например, ребенок узнает отдельные свойства обрабатываемого на уроках труда материала, тем лучше он может воспользоваться знанием этих свойств в процессе конструирования изделий из этого материала и обработки деталей. А это означает, что он может лучше выполнить работу, добиться высокого качества изделий, избежать ошибок, просчетов.

Очень важно учить младших школьников не только умению видеть, но и умению ставить определенные задачи проводимым наблюдениям, умению организовывать простейшие, доступные для проведения опыты, делать из своих наблюдений выводы, использовать эти выводы в процессе труда.

Значительная часть организуемых учителем демонстраций, наблюдений и опытов служит обычно целям повторения, закрепления и обобщения учебного материала, который учащиеся уже усвоили ранее в процессе занятий, бесед, просмотра экранных пособий. В этом случае выполняемые по специальным заданиям и планам наблюдения и опыты призваны помочь младшим школьникам привести имеющиеся у них знания в систему, дополнить и уточнить их, связать со знаниями, полученными по другим учеб-, ным предметам, выяснить значение конкретных знаний для предстоящей практической работы.

Большую пользу приносят наблюдения и опыты, в процессе которых учащиеся выявляют и сравнивают однородные свойства разных материалов, например бумаги и ткани, глины и пластилина, ниток и бумажного шпагата, бумаги и пластмассовых пленок. Выполняемые при этом сопоставления имеют важное политехническое значение, помогают детям лучше усвоить отличительные свойства, качественные особенности материалов.

Целесообразно повторение одних и тех же наблюдений и опытов на разных стадиях обучения труду, в разных классах, при изучении различных тем и разделов программы, разумеется, с некоторыми усложнениями и изменениями в уровне самостоятельности выполнения работы, с уточнением формулировок выводов. Демонстрации; наблюдения и простейшие опыты нередко приходится проводить не специально, а попутно, в процессе обычной учебной работы по изготовлению учащимися тех или иных изделий. Важно так организовать труд детей, чтобы, проводя наблюдения или опыты, они тут же использовали выводы по ним и убеждались, что это помогает им добиваться наилучших результатов.


Интересное об уроках труда:

Опыты над учителем в процессе наблюдения за его реакциями
Наблюдения и опыты при работе с бумагой и картоном
Подбор образцов и составление коллекции бумаги
Общие свойства бумаги
Бумага – материал листовой
Бумага – материал, который легко мнется
Бумага – материал волокнистый


На уроках труда
Содержание
Дети умнеют в процессе наблюдения
Подбор образцов и составление коллекции бумаги
Общие свойства бумаги
Бумага – материал волокнистый
Исследование прочности бумаги на разрыв
Мятая бумага теряет часть своей прочности
Сравнение свойств бумаги и картона
Наблюдения и опыты при работе с тканью
Демонстрация волокнистых материалов растительного происхождения
Сравнение ткани с бумагой по основным свойствам
Ознакомление с классификацией ниток
Сравнение прочности ниток из волокон разного происхождения
Демонстрация народных игрушек
Наблюдения за формой и расцветкой листьев. Опыты с древесиной
Наблюдения при ознакомлении учащихся с керамикой
Наблюдения, опыты и демонстрации при моделировании подъемных кранов
Наблюдения, опыты и демонстрации при монтаже простейшей электрической цепи
Опытническая работа по выращиванию растений
Выращивание гороха и бобов
Экскурсия на огород

На главную страницу сайта