|
Рассматривание тканей, изготовленных из волокон различного происхожденияПосле краткой беседы, имеющей целью напомнить третьеклассникам о подразделении всех тканей по происхождению волокон, использованных для их изготовления, учитель предлагает учащимся подобрать несколько образцов тканей, сделанных из искусственных и синтетических волокон. При этом учащиеся узнают, что искусственные волокна (вискоза) получаются из целлюлозы, главным образом древесной, а синтетические волокна (капрон, лавсан, нитрон и др.) – из расплавов искусственных смол. Демонстрация классной настенной коллекции помогает интересно подать этот материал, рассказать учащимся о замечательных свойствах синтетических волокон и о роли ученых в создании этих волокон и материалов на их основе. Учащиеся подбирают образцы тканей из искусственных и синтетических волокон и дополняют ими свои коллекции тканей и ниток. Они рассматривают ткани, изготовленные из волокон различного происхождения – растительного, животного, искусственного и синтетического и отмечают внешний вид тканей, их толщину, прозрачность, гладкость поверхности, отношение к увлажнению. Одновременно полезно рассмотреть и нитки, сделанные из таких же волокон. Коллективно устанавливают приемы определения образцов ткани с использованием в качестве определителя коллекции тканей и ниток. Определение многих важных особенностей тканей для третьеклассников не представляет затруднений. Рассматривая и ощупывая каждый образец, они определяют толщину и цвет ткани, особенности ее отделки, эластичность, плотность, наличие мелких дефектов и т. п. Сопоставление полученных данных и качественных особенностей образцов помогает учащимся решать, правда очень ориентировочно и приближенно, вопрос о происхождении волокон, из которых изготовлена исследуемая ткань. Более точно этот вопрос третьеклассники решают в результате дополнительных исследований, выполняемых позднее.
Рассматривание переплетения нитей в различных тканяхВ I классе учащиеся ознакомились с тканями простейшего полотняного переплетения нитей основы и утка. Своеобразный макет такого переплетения учащиеся изготовили, когда «ткали» коврик из полосок цветной бумаги. В III классе продолжается изучение так называемых простых переплетений нитей в тканях: к полотняному добавляется саржевое, а затем сатиновое (атласное). Чтобы учащиеся лучше усвоили схемы расположения нитей основы и утка в этих переплетениях, полезно использовать в качестве наглядного материала коврики из полосок цветной бумаги. Для показа приемов выполнения саржевого и сатинового переплетений можно использовать небольшую ткацкую рамочку – деревянную рамку с натянутыми параллельными нитями основы. Роль челнока выполняет большая канцелярская игла. Нитки для основы и утка подбирают толстые и контрастных цветов. Учащихся полезно снабдить лоскутами ткани всех трех названных переплетений, чтобы обеспечить фронтальное проведение наблюдений и лабораторной работы. Задача работы – установить способ переплетения основных и уточных нитей. Лоскуты целесообразно обрезать точно по нитям основы и утка и отделять крайние нити основы и утка большой иглой или шилом. Ткани со сложными и узорчатыми переплетениями нитей в начальных классах не изучаются. О том, что такие переплетения существуют, третьеклассникам можно рассказать, а ткани продемонстрировать. При рассматривании переплетений нитей в тканях полезно вооружить третьеклассников лупами. Интересное об уроках труда:
Изучение особенностей нитей основы и утка в тканях |
На главную страницу сайта |
|