О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Какие интересные наблюдения можно проводить на уроках труда

Многие прогрессивные педагоги всех времен и народов отмечали важнейшее значение непосредственных наблюдений учащихся и проведения детьми целенаправленных опытов.

В трудовом обучении младших школьников возможности для «упражнения способности наблюдения» (К. Д. Ушинский) особенно велики. Это и наблюдения за поведением материалов в процессе их обработки, и наблюдения за особенностями действия разных инструментов в разнообразных производственных и трудовых ситуациях, и практическое выяснение целесообразности применения всевозможных рабочих приспособлений, рационализирующих трудовые операции. Наблюдая собственную работу и работу товарищей, учащиеся сравнивают, сопоставляют, оценивают конструкторские решения, способы и качество выполнения работы, отделки готовых изделий и их деталей. Не остаются вне поля зрения учащихся и такие показатели, как простота, удобство и легкость выполнения вспомогательных и обработочных операций, трудовых приемов, количество времени, затрачиваемое на работу. Все это, вместе взятое, требует активной мыслительной деятельности и поэтому способствует умственному развитию детей.

Учителя, систематически проводящие с детьми на уроках труда работу, связанную с наблюдениями и простейшими опытами, единодушно отмечают, что особенно эффективно эта работа протекает там, где реализуется известный совет К. Д. Ушинского: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания».

Наблюдения и простейшие опыты, выполняемые на уроках труда учащимися начальных классов, основаны на одновременном комплексном использовании всех анализаторов и, в частности, двигательного аппарата каждого учащегося. Это позволяет младшим школьникам с каждым уроком все более определенно и точно отвечать на важные для решения практических задач.

Вопросы о свойствах и качественных особенностях разных материалов (мягкий твердый, легкий тяжелый, гладкий шероховатый, плотный мористый; прочный, хрупкий, упругий, жесткий, прозрачный, белый, цветной, пестрый и т. п.), а также об особенностях сопротивления каждого материала при обработке его инструментами.

Опыт, накапливаемый учащимися в процессе пользования раз личными анализаторами на уроках труда, составляет важную основу знаний и умений детей в области конструирования учеб пых изделий и выполнения технологических операций по их изготовлению.

Важным результатом активной работы учащихся на уроках труда является все более самостоятельное выявление ими новых признаков и свойств изучаемых объектов и явлений, формулирование выводов, которые с каждым уроком становятся более точными, четкими и систематизированными. Например, на одном из уроков учитель ставит перед детьми познавательную задачу -разобраться в разнообразии видов бумаги, попробовать представить наиболее общие свойства бумаги как материала, имеющего множество назначений, а значит, и бесконечное количество условий применения и использования. Учащиеся постепенно приучаются ориентироваться в этих свойствах, искать и находить аналогичные качественные особенности в других материалах, обосновывать их выбор для конкретных практических целей. Все это имеет важное значение для развития у детей умения конструировать изделия и грамотно их выполнять.

Важный результат выполняемых учащимися наблюдений и опытов (связь с жизнью, практическое использование приобретаемых при этом знаний и умений) в текущих учебных работах, при изготовлении на уроках труда различных изделий.

Целенаправленные наблюдения, опыты и простейшие лабораторные работы помогают развивать познавательную активность учащихся, которая стимулирует поиски детьми наилучших вариантов решения практических задач конструирования, изготовления и отделки изделий. Познавательная активность учащихся в процессе учебного труда помогает им самостоятельно устанавливать условия успешного выполнения задания, находить причины неудач, устранять последствия Ошибок.

Почему для изготовления простейшей летающей модели самолета или планера следует взять плотную и упругую чертежную бумагу, а для модели парашюта – тонкую и легкую папиросную? Отчего при наклеивании фотоснимков некоторыми видами клея, на их поверхности появляются пятна? Как устранить или свести к минимуму коробление картонных деталей при оклеивании их бумагой? Чем и как скрепить две сосновые или еловые шишки при изготовлении игрушек из природных материалов? Успешное самостоятельное решение подобных практических вопросов приносит учащимся удовлетворение и тем самым стимулирует их познавательную активность, интерес к объектам, процессам и результатам труда.


Интересное об уроках труда:

Умения и знания в жизни пригодятся
Дети умнеют в процессе наблюдения
Опыты над учителем в процессе наблюдения за его реакциями
Наблюдения и опыты при работе с бумагой и картоном
Подбор образцов и составление коллекции бумаги
Общие свойства бумаги
Бумага – материал листовой


На уроках труда
Содержание
Дети умнеют в процессе наблюдения
Подбор образцов и составление коллекции бумаги
Общие свойства бумаги
Бумага – материал волокнистый
Исследование прочности бумаги на разрыв
Мятая бумага теряет часть своей прочности
Сравнение свойств бумаги и картона
Наблюдения и опыты при работе с тканью
Демонстрация волокнистых материалов растительного происхождения
Сравнение ткани с бумагой по основным свойствам
Ознакомление с классификацией ниток
Сравнение прочности ниток из волокон разного происхождения
Демонстрация народных игрушек
Наблюдения за формой и расцветкой листьев. Опыты с древесиной
Наблюдения при ознакомлении учащихся с керамикой
Наблюдения, опыты и демонстрации при моделировании подъемных кранов
Наблюдения, опыты и демонстрации при монтаже простейшей электрической цепи
Опытническая работа по выращиванию растений
Выращивание гороха и бобов
Экскурсия на огород

На главную страницу сайта